↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - Выговская медная пластика, самая прекрасная и неповторимая!

Выговская медная пластика, самая прекрасная и неповторимая!

Статьи о медном литье

Выговская пластика всегда считалась образцом для мастеров других регионов, так как имела очень высокую проработку деталей, красиво оформлена эмалями и конечно же имела огневое золочение, поэтому ее считают самой красивой из всей металлопластики когда либо изготовленной в дореволюционной России.

История появления Выгорецкой обители

Выгоре́цкая оби́тель (Выгорецкая пустынь, Выголе́ксинское общежи́тельство, Вы́говская киновия) — крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в 1694 году на Русском Севере на территории Обонежской пятины (Олонецкий уезд). В дальнейшем — Выголексинский старообрядческий монастырь в Олонецкой губернии.

Полное название — Всепречестная и богоспасаемая киновия отец и братия Всемилостивого Спаса Господа и Бога нашего Иисуса Христа Богоявления.

Обитель считалась в среде старообрядцев преемницей Соловецкого монастыря, открыто выступившего против церковной реформы патриарха Никона и восемь лет выдерживавшего осаду царских войск.

Начало обители было положено в октябре 1684 года на небольшом острове озера Сарозеро вблизи Онежского озера (ныне Пудожский район Карелии), где жили дьякон из Соловецкого монастыря — Игнатий и его последователи: бывший дьякон Шуньгского погоста Даниил Викулин, Пётр Прокопьев, Емельян Повенецкий, мирянин Андрей Денисов (с 1691 года) и местные жители.

В 1694 году было выбрано новое место для обители на реке Выг, где жили выходцы из Соловецкого монастыря — старцы Герман и Геннадий Качаловы, Захарий Дровнин, иноки Кирилл Сунарецкий, Виталий Московский, Корнилий Выговский и другие.

Поздней осенью 1694 года построили столовую, где происходили моления, хлебню, ригу, две кельи. Вдохновителем строительства был Андрей Денисов (кн. Андрей Дионисиевич Мышецкий), а духовными руководителем — священноинок Пафнутий Соловецкий, первый настоятель обители. Первоначальное число участников общежития (насельников) составляло 40 человек.

В 1698 году число выговских насельников уже достигало двух тысяч человек. Постепенно жизнь пустыни стала организовываться по монастырскому чину. Следуя заложенному с самого начала общежительства принципу раздельного проживания мужчин и женщин, поселение было обнесено оградой и разделено стеной на две половины — мужскую и женскую (позднее женская получила название Коровий двор). В 1702 году Пафнутий Соловецкий ушёл с Выга и настоятелем обители был избран Андрей Денисов.

В 1702 году старообрядцы получили от царя Петра I право отправлять службы по старым книгам и ряд экономических льгот, одновременно монахи обители были приписаны к Олонецким горным заводам.

В 1706 году в 20 верстах от Богоявленской обители, стоявшей на реке Выг, построили женскую — Крестовоздвиженскую — на реке Лексе. Первой настоятельницей стала мать Феврония (родная сестра Андрея Денисова — Соломония).

К 1720-м годам обитель превратилась в экономически процветающую, крупную общину, окружённую многочисленными скитами (где разрешалось проживание с семьями) с пашенными дворами, административно подчинявшимися выговскому собору.

В обители действовали предприятия по выплавке меди, производству кирпича и досок, выделке кож, выгонке смолы и дёгтя. Община имела несколько хлебных пристаней на Онежском озере, мельницы, несколько озёрных судов. Действовала библиотека, школы иконописания и грамоты, мастерская литья медных икон. Происходило обмирщение общины, что привело в 1737 году к внутреннему расколу, когда обитель покинули радикально настроенные староверы во главе со старцем Филиппом.

Период 1720—1820 годов — время лояльного отношения властей к старообрядцам. Но царствование Николая I ознаменовалось карательными мерами и жесточайшими репрессиями по отношению к сарообрядцам. В 1837 году правительственной командой по указу Николая I были запечатаны часовни обители, в 1848 году — экспроприированы земельные владения, а позднее стали выселяться и обитатели общины.

В 1855 году обитель прекратила своё существование.

Расцвет меднолитейного дела

Расцвет именно старообрядческого медного литья в XVIII — начале ХХ веков был обусловлен определенными историческими событиями. Развитие этого искусства в среде раскольников происходило с первых десятилетий XVIII века вопреки закону и воле властей. B 1723 году появился указ Петра I, нуждающегося в цветном металле для укрепления военной мощи государства, запрещающий производство меднолитых церковных образков и иконок, ибо "выливаются оные зело не искусно и не изобразительно и тем достойной чести весьма лишаются, чего ради таковые, обрав, употребить на церковные потребы; и о том, чтоб икон отныне впредь не лить и обретающимся купеческим людям в рядах продажу оных воспретить". Этим постановлением объясняется отсутствие производства меднолитой мелкой пластики в мастерских официальной Православной Церкви.

B глуши Поморья выговские мастера, продолжая высокохудожественные традиции древнерусской мелкой пластики, на основе выработанных веками православных канонов создавали новые композиции и изделия. Важное место среди художественных мастерских Выги занимала «медница», первое упоминание о которой относится к 1719 году. Цветной металл поступал в пустынь разными путями: от купцов и покровителей — сторонников «древнего благочестия», от A. H. Демидова с Урала и других горных промышленников, с Олонецких заводов, горные инженеры которых высоко ценили помощь выговских рудознатцев.

Литейные модели — матрицы для литья образков и складней, появились в пустыни еще в конце XVII — начале XVIII веков. Наставники обители, разъезжая по хозяйственным нуждам, разными путями приобретали старинные рукописи, иконы, напрестольные кресты и меднолитые образки, которые впоследствии могли послужить образцами для собственных изделий. Некоторые матрицы для литья были заказаны московским профессиональным мастерам, остальные делались мастерами пустыни. Известно, что среди насельников общежительства были выходцы из таких крупнейших центров древнерусского медного литья, как Новгород, Москва, Великий Устюг и другие.

Продукцией знаменитой Выговской медницы были самые разнообразные изделия: кресты, складни, образки, пуговицы, чернильницы, накладки и застежки для книг и тому подобное. Произведения выговских мастеров-литейщиков отличались не только высоким художественным уровнем, но и качественным материалом и высокой технологией. Художники Выги стали хранителями и продолжателями лучших художественных традиций древнерусского искусства: рядом иконографических и стилистических особенностей поморские изделия связаны с новгородскими памятниками мелкой пластики XV—XVI столетий и кругом московских произведений XVII столетия. Настоятели обители, которые были высокообразованными богословами и обладали тонким художественным вкусом, осуществляли постоянный контроль за работой «медницы».

Потребность старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в правильных образах для моления, «очищенных огнем», вызвала широкое массовое производство меднолитых изделий. Литые кресты, складни и иконы расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Наряду с главной медницей были устроены меднолитейные мастерские в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах, куда переходит "отливка образов" во времена николаевского надзора. Эти мастерские не перестают работать и во второй половине XIX века после разорения обители.

Произведения меднолитейной мастерской Выговского общежительства вдохновляли мастеров многих других центров старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири, расцвет которых происходит во второй половине XIX — начале ХХ столетий.

Интересные особенности выговской пластики

В меднице Даниловского монастыря изготавливались культовые предметы трех основных видов: складни, иконы, кресты. Значительную часть изделий составляет группа памятников с едиными стилистическо-иконографическими признаками. В нее входят два типа больших створ с "Двунадесятыми праздниками", малые трехстворчатые складни с изображением праздников и множество образков — вариантов клейм из "Двунадесятых праздников".

Интересно, что в отделке оборотной стороны первого из них применены все способы и приемы художественной обработки, характерные для выговских изделий: литой рельеф, гравировка, серебрение, золочение лицевой стороны и - фрагментарно - оборота. В сложенном виде створы складня имеют вид своеобразных книжных заставок. Преобладающий в декоре растительный мотив в виде побегов, плодов, листьев, переплетающихся стеблей, головок птиц близок к орнаментам старопечатных изданий и гравированных листов второй половины XVII в.

Также известен и другой состав изображений. Их источником послужили композиции древнерусских панагий - небольших складней, первоначально изготовлявшихся из драгоценных металлов в технике литья и художественной скани, а также резьбы и гравировки.

На Выгу изготавливались и восьмиконечные кресты — киотные и большие напрестольные, с изображением Распятия на фоне панорамы Иеросалима. В их оглавии обязательно изображение Спаса Нерукотворного, а на перекладине - единственно чтимой в поморском согласии "титлы": "Царь Славы Исус Христос Сын Божий".

Самым почитаемым образом Богородицы - несомненно образ Богородицы Смоленской- своеобразная визитная карточка Выговской пустыни.

В больших количествах из меди и серебра отливались нательные кресты, или кресты-тельники.

Они изготавливались разных размеров: для мальчиков и девочек, мужчин и женщин. В старообрядческойсреде получили распространение тельники глухой восьмиконечной формы, со стилизованным растительным орнаментом по контуру, схематичным изображением Голгофы на лицевой стороне и текстом молитвы кресту на оборотной.

Мастера литейщики Выговской пустыни отливали не только иконки и кресты, так же они изготавливали и предметы бытового предназначения и домашнего обихода: пряслица и крючки, пуговицы и перстни!

Наибольший интерес представляют предметы северного поморского литья, в особенности изделия старообрядческого мужского монастыря «Выговская поморская пустынь» и изготовленные по Выговским моделям. Выговские меднолитейные мастера впервые упоминаются в летописи И.Филиппова в связи с именем Соловецкого священноинока Пафнутия. Пафнутий пришел на Выг на рубеже XVII – XVIIIвв (до 1705г), прожил несколько лет в монастыре, затем его покинул. По данным, приводимым И.Филипповым, медню в монастыре построили в 1719 году, и уже в первой трети XVIII века здесь полностью оформилось производство крестов, складней, икон. Уровень технологии Выговского литья был очень высок. Изделия по качеству отливки, тщательной композиционной продуманности, единству стиля, украшенности эмалью ярко выделяются среди древнерусских произведений подобного рода.

Выговская пластика всегда считалась образцом для мастеров других регионов, так как имела очень высокую проработку деталей, красиво оформлена эмалями и конечно же имела огневое золочение, поэтому ее считают самой красивой из всей металлопластики когда либо изготовленной в дореволюционной России. В статьях посвященный медному литью есть сравнение цен на Выговскую пластику и например на гуслицкую, цена Выговских предметов была за штуку изделия, а например Гуслицкие продавали пудами.

Интересной особенностью выговских изделий служит применение огневого золочения-это технический способ улучшить внешний вид изделия и защитить его от окисления. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Достоинство данного способа — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора погибло около 60 человек от отравления парами ртути. Применение огневого золочения в производстве меднолитой пластики, избавило их владельцев от постоянной "чистки" образов святых. Медные иконы, складни и киотные кресты перед церковными праздниками обязательно чистили, т.к. патина на медной иконе для верющих тех времен - это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Для этого часто применялись довольно грубые абразивы-песок, уголь, мел и тертый кирпич. Если взять в руки старинную медную икону, следы данной чистки можно увидеть невооруженным глазом, они могут быть выражены в разной степени и зависеть от веры в эту старинную икону. Если икона была почитаема, то следы "эксплуатации" будут видны невооруженным глазом.

Всякий раз, когда берешь в руки произведения Выговских мастеров литейщиков, убеждаешься-они превосходны! И эта превосходность достигается нарядностью и многокрасием переливов эмали различных цветов. Гjрячая эмаль — это тип стекла, который наносится на металлическую, фарфоровою или стеклянную основу и поддается температурной обработке до полного слияния материалов. В ее состав входят кварцевый песок и целый ряд других веществ, например, сода, карбонат калия и борная кислота. Выговские мастера литейщики, часто использовали к этому составу еще и соль. Одной, интересной особенностью было использование, так называемых "точек на эмали"-это было верхом совершенства при нанесении эмали на иконы , складни и распятия! Для современных коллекционеров меднолитой пластики наличие точек на эмали, является первым 100% признаком, что икона принадлежит к Выговской меднице, данные предметы как правило, очень дороги.

На этом, наша статья подходит к концу, и для того чтобы вы в полной мере могли увидеть прекрасные и неповторимые изделия Выговских мастеров, мы поместили галерею фотографий медной пластики Русского Севера и произведения мастеров, которые смогли продолжить изготовление литых икон, крестов и складней после закрытия Даниловского монастыря.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
http://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/36-vygovskaya-mednaya-plastika-samaya-prekrasnaya-i-nepovtorimaya.html#sigProGalleria795e05c7ea

Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию выговской медной пластики своими фото.

 

Комментарии   

 
# Сергей Афонин 12.10.2014 14:22
Добрый день, вот случайно наткнулся на ваш сайт порадовался.Спасибо.
Но вот обнаружил одну неточность - изображен складень с Вседержителем, но он не выговский, а т.н. гуслицкого литья . Он исполнен по образцу выговского, но таковым не является. И еще: если хотите, могу прислать вам фото хороших выговских предметов из моей коллекции.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 12.10.2014 14:29
Цитирую Сергей Афонин:
Добрый день, вот случайно наткнулся на ваш сайт порадовался.Спасибо.
Но вот обнаружил одну неточность - изображен складень с Вседержителем, но он не выговский, а т.н. гуслицкого литья . Он исполнен по образцу выговского, но таковым не является. И еще: если хотите, могу прислать вам фото хороших выговских предметов из моей коллекции.

Добрый вечер, Сергей!
Благодарю Вас за указанную неточность, в ближайшее время исправлю. Присылайте фото на , с удовольствием размещу в данной статье. Спасибо! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Выговец 19.01.2015 20:22
Доброе время суток! Всегда приятно видеть, что твой труд собирания материала по Выговской пластике не прошёл зря :-) Складень с Вседержителем по форме спорный ,но всё же ближе к исполнению на выговских литейках, так как "При анализе деятельности этих заведений с традиционно сложившимся производством, включавшим кузницу и «печатню», отмечается такая особенность загарского сорта, как редкое использование эмалей для украшения поверхности меднолитых предметов.О низком качестве загарских изделий свидетельствуют сведения, приведенные красносельским мастером-литейщ иком А.П. Серовым (1899-1974): «В Загарье отливались нательные кресты и иконы. Выработка там этих изделий не славилась — не было чистоты в отливке и говорили так: плохие как загарские. (У этих изделий их лицевая сторона не подвергалась обработке напильником. Иконы и кресты-распятия так часто подделывали под старое литье)»
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Егор Сельский 16.06.2017 12:30
Спасибо за просвещение. Только в фотография согласья нет: пуговки, кольца и кресты с точками, а так же гайтанные серебряные выделаны в городе Великий Устюг и округе, а слащавый крестик ближе к концу вообще современный либо от романтиков начала века.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить