↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - "Зачем ломали нательные крестики?" интернет-дискуссия

"Зачем ломали нательные крестики?" интернет-дискуссия

Статьи о медном литье

Сломанные крестики довольно часто находят на русских средневековых городищах. И почти никогда не бывает целых. В чем причина?

Вот как на это ответил Mole Man, один из лучших поисковиков в стране (его сайт: http://xlt.narod.ru/default.html.).

"Обломанные кресты - одна из многих интересных загадок, которые встают при поиске. У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста. Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами. У меня по сети целая небольшая дискуссия на этот счет накопилась. Я находил их на огородах наряду с другими искореженными находками и долго считал, что их так огородники раздолбили (см. здесь). Однако мне некоторые возразили. Характерное письмо, одно из последних:

"...Просматривая страницу о повреждённых находках, я увидел сканы нательных крестов, как у вас написано, повреждённых лопатами. Это вызывает у меня сомнение. Мне самому и многим моим знакомым в большом количестве попадаются поломанные крестики. Даже пытались обсудить это на форуме, но, с началом поискового сезона, тема не нашла поддержки. Надеюсь зимой вернуться к ней. Так вот, о крестиках. Часто попадаются крестики в таких местах, где земля не распахивалась и не обрабатывалась лопатой. Нами была найдена сгоревшая церквушка. Там, где должен был быть вход, были найдены поломанные крестики. И не только на этом месте. Топография находок большая. В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста. Почти 90 процентов из них - старообрядческие. В основном, повторюсь, это нательные кресты. Возможно, при крещении в "новую" веру кресты ломались и выбрасывались. Может это происходило и насильно. Но не всегда это была лопата. Очень хорошо видны следы излома, причём края излома загнуты не раз. Думаю, что эта тема найдёт продолжение и мы узнаем больше о поломанных крестах. В основном, повторюсь, это нательные кресты."

Есть и другие версии, типа что они ломались и терялись в деревенских кулачных боях. Вон у Лермонтова опричник Киребеевич нанес купцу Калашникову коронный удар именно по массивному кресту-мощевику, да так, что крест согнулся и кровь закапала (кстати, и сегодня довольно эффективный прием в драке - бить по кресту, серьгам и прочей голде, хватать за цепи или веревки от крестов). Описан типичный прием русского кулачного боя. А сколько крестов поломано в таких "забавах"??? Если учесть, что бои происходили зимой, то обломки крестов падали в окрашенный кровью снег и затаптывались.

Но лично мне на сегодня очень близко мнение из одной статьи, что был такой полулегальный обряд - если человек заболевал, или там не везло в жизни, он выходил в поле и с колдовским заговором ломал свой крест и выбрасывал прочь. Потом надевал новый. Так сказать, не хотел "нести свой крест" (судьбу) дальше, брал другой. Причем эти находки, как и все заговоренные предметы, несут на себе какую-то мистическую "тяжесть". Найденные кресты издавна нельзя было надевать, предварительно не освятив по новой в церкви - какие бы золотые/серебряные они ни были. Это было все равно что "брать на себя чужой крест", т.е. судьбу. Этим летом в Новгороде жители рассказали мне жуткую трагичную историю, произошедшую год назад, связанную с найденным в культурном слое янтарным крестом. (Вечером жители насыпали в горшок для цветов культурного слоя из отвала, нашли крестик, сын надел, а утром его изрешетили из автомата, приняв за другого). Несломанный крест много опаснее сломанного - его всякий нашедший на радостях надеть норовит. Много раз видел как человек берет найденный крест, начинает смотреть, крутить в руках, а руки сами тянутся расчистить дырочку, продеть веревочку, "примерить", и все как-то неосознанно, как в тумане, под гипнозом .... Многих я прямо в последний момент останавливал. (То же и с найденными кольцами - кому не дам посмотреть, глядь, оно уже на пальце сидит, "примеривается"). Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать. Сломанный-то крест никто надевать не возьмется. Так что не все так просто с этими крестиками.

Вы в одном из писем мне возразили, что в мистику мало верите… Да я и сам верю только в то, что могу пощупать своими руками, попробовать на зуб, поглядеть на глаз. Да и словам верю только тем, что совпадают с моими собственными мыслями. Но даже и в это верю не до конца. НО. Бывают такие "совпадения", что я, человек далеко не впечатлительный, могу только констатировать - совпадения есть, и весьма странные. Чем больше сталкиваешься с реальной поисковой деятельностью, тем чаще видишь, что есть моменты, которые проще обозначить за "мистику" и ничего не пытаться понять. "Мистика" эта не требует веры или неверия - она просто и нагло ЕСТЬ. Археологи и поисковики могут порассказать таких историй. Будь то "проклятие фараонов" или "вскрытие гробницы Чингиз-хана" или "синий дымок" или еще много чего. У самого только в прошлом году было две таких истории, что до сих пор жуть берет (про один случай я даже "опус" написал под названием "Чертов остров").

Кстати, это отмечено не только в наших краях - в Китае с давних пор все раскопки не просто запрещены, а крестьянам и самим в голову не приходит что-то выкапывать из земли. Многие средневековые романы, например, "Речные заводи" с того и начинаются - было все, дескать, тики-тики, да стал некто копать яму по дурости, хоть его и отговаривали, а оттуда вышел черный дымок, тут все и пошло прахом. Кстати, мой любимый фильм-притча - "Джуманджи", там образно показано, какие бывают клады, и почему их закапывают поглубже. Отроешь - не обрадуешься. Со многим я и связываться-то не рискну. Кстати, это одна из причин, почему мы не копаем могилы и разные там курганные захоронения. Оставляем их тем, кто "в мистику не верит", да археологам."
Ваш Mole Man.

Мole Man`у возражает В. И. Суханов:

Досточтимый Евгений, я хотел бы выразить несколько иную точку зрения на поставленный Вами вопрос о сломанных крестиках. При всей занимательности статьи пытливого и уважаемого мной Mole Man все же она скорее сказочного оттенка, нежели научного. Автор отмечает, что есть моменты, которые проще обозначить за "мистику" и ничего не пытаться понять. "Мистика" эта не требует веры или неверия - она просто и нагло ЕСТЬ. Я все же еще не теряю веры, что все можно понять. Потому попробую высказать свое понимание загадки сломанных крестов. "Находим, находим именно кресты, и именно сломанные, и это массовая находка наряду с монетами" (Mole Man). Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой. Во-вторых, кресты непрочны, в чем нетрудно убедиться на практике, поэкспериментировав с найденным обломком креста (если он не представляет ценности). "В основном сломаны пополам, по диагонали, или отломан верхний "луч" креста" (из письма). "У меня на сайте размещены кресты с отломанным низом, и даже один раз был найден сам низ креста" (Mole Man). Из этих двух цитат видно, что кресты ломаются самым случайным образом. При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность. Массовость находок поломанных крестов, причем всех периодов, за несколько сотен лет, подтверждает, что не было никакой системы в этом процессе.

"Почти 90 процентов из них v старообрядческие" (из письма). И старообрядчество тут вовсе ни причем. Кстати, старообрядческие кресты часто имеют форму, которая более прочна, чем у нестарообрядческих. В коллекциях археологических находок процент сломанных среди них ниже. "Кресты и ломали, видимо, чтобы другим людям вреда не принести, из гуманизма, так сказать" (Mole Man). Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих. Намеренно сломать символ веры v большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы. Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости.

Вся беда нательных крестиков в нестойкой конструкции, т.е. в форме. Зачастую они оказывались поврежденными (к примеру, погнутыми) еще в могиле при обрушении под тяжестью земли сгнившей верхней крышки. Будь они круглыми, как змеевики, или овальными, как образки, то максимум, что им бы грозило v быть погнутыми или потерять ушко для привески (что мы и видим среди археологических находок).Следует отметить еще, что помимо непрочности конструкции креста играет роль еще один совсем не мистический фактор. Металл, из которого крестики изготовлены, со временем меняет свои свойства. Во-первых, он за счет окисления или коррозии охрупчивается, ослабевает к нагрузке на изгиб. Во-вторых, он просто-напросто зачастую "сгнивает". Археологи, вскрывая захоронения, очень часто находят кресты с уже утраченными фрагментами (например, отгнившим лучом) вследствии деградации металла. Так что, сплошная технология металла и никакой мистики.

"Причем эти находки, как и все заговоренные предметы, несут на себе какую-то мистическую "тяжесть". (Mole Man) Приведу в качестве ответа мнение священника по этому поводу (сайт http://www.pravoslavie.ru/answers/q7.htm#6). Вопрос был традиционный:

- Что делать с найденным нательным крестиком, можно ли держать его в доме?

- Что делать с найденным нательным крестиком, можно ли держать его в доме?

Официальный ответ:

- Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его, если кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать т.к. тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, т. к. Господь каждому дает свое крестоношение - свой путь, свои испытания.

Все мы немного любим всяческие байки-страшилки. Однако, обычно тайна их, как тайна фокусов, оказывается вполне тривиальной. Все эти дымки и огоньки, конечно, могут вызывать мурашки на коже, но только не тогда, когда понимаешь, что собственно там горит и дымит. Как-то на одном месте находили то яростно плющенные монеты и вещицы, то иссверленные с сумасшедшей старательностью. Версии тоже выдвигались самые разнообразные, в зависимости от фантазии и опыта. Прояснилось же все, когда выяснили, что там на заре советской власти было ремесленное училище для будущих механизаторов. Вот их-то неуемные руки и творили загадки и чудеса с найденными случайно вещами. Другое дело, что так или иначе, сталкиваясь с предметами из погребения, будь то монета, крестик, перстенек и т.п., всегда есть шанс на них еще спят чумные, холерные и тому подобные смертоносные твари, от которых собственно и померли владельцы этих вещей. Тут уж, действительно, нет уверенности, что кто-то или что-то из этих исчадий не проснется и не займется исправлением твоего здоровья. Посему, как минимум, могу посоветовать сразу после находки чего-либо утопить и его и свои руки в спирте. Конечно, для этого поисковику придется в поле таскать флягу, но это все же лучше, чем потом будут таскать тебя.

Итак, вывод простой. Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной. Нательные кресты v относительно сложной формы, потому часто доходят до нас уже сломанными.

Суханов В.И.

А г-ну Суханову возражает, в свою очередь, Mole Man:

Уважаемый Влад! Спасибо за внимание к затронутой теме. В “деле о сломаных крестиках” не все так просто и хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.

Прежде всего сразу скажу - речь идет не о крестах из захоронений. Речь идет о крестах, найденных прямо на земле, в слое не глубже 30-40 см. Посему все аргументы о повреждении крестов “рухнувшей крышкой гроба” или “под тяжестью земли” даже рассматривать не буду (да и невозможно пополам сломать небольшой металлический предмет землей).

Еще пару лет назад я пытался было поговорить на эту тему с одним церковным авторитетом, так он на меня стал так чудно поглядывать. На их языке крест не “найден” - а “обретен”. И типа это большое духовное событие... И не всякому дается по грехам его... Короче, священники не в курсе.

"Что же в этом необычного? Во-первых, каждый носил крест, следовательно, он и должен быть самой массовой (после монет) находкой..."

Мои слова о том, что мы находим крестики, относились к статье уважаемого Евгения: “...медяки по крестьянским карманам ходили, другое дело, что теряли их и крестики крайне редко: цветной металл, как видно, ценился высоко, и им не разбрасывались.”

Конечно, потерять крест гораздо труднее, чем потерять монету. Если монеты носили в дырявых карманах, рукавицах и даже во рту, то кресты носили привязанными на прочной веревке или цепи. Уверен, что каждый посетитель этого сайта в своей жизни не раз терял монеты. Но я знаю в общем-то лишь единичные случаи потери нательных крестов (в основном при купании). Единственные кресты, которые действительно легко теряются - это те, которые висят на тонкой золотой цепочке. Золото очень мягкий металл и цепочки легко рвутся к радости любителей металлодетекции.Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства.

"При обряде ломания креста должна была быть хоть какая-то закономерность..."

Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Причем, судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону. Кстати, последите за билетерами, которые проверяют билеты на входе в театр. Тоже можно подумать, что “должна была быть хоть какая-то закономерность” в отрывании корешка билета. В реальности даже здесь закономерности нет. Одни билетеры отрывают корешок по линии отрыва, другие надрывают его по той же линии, третьи надрывают билет посередине, четвертые сгибают билет пополам и надрывают его по центру, пятые просто отрывают угол билета по косой. Версии о том, что каждый билетер так помечает пройденные через его руки билеты для какой-то тайной цели, вряд ли состоятельны.В данном случае “закономерность” одна - нарушение целостности билета и таким образом уничтожение его стоимости, что не даст шанса воспользоваться им повторно. Ту же “закономерность” видим и в случае с крестами. Сломать крест - вот и вся закономерность. Смысл не в прохождении линии надлома, не в весе обломков, не в способе ломки (скручивание/изгиб). Смысл в том, что крест просто сломан. И вся находящаяся в нем (злая?) сила погибла.

"Думаю, что такого обряда быть не могло. По крайней мере среди верующих."

Статистика находок сломанных крестов и показывает, сколько не-“верующих” было в те века. И сколько народа занималось явно нехристианскими обрядами. Много народа.

"Намеренно сломать символ веры большой грех, на который никакой нормальный христианин не пошел бы..."

Вот и видим количество не-“нормальных” христиан в те века. Да и “нормы” для “нормальных” христиан сильно менялись от века к веку, и понять, на что “нормальный христианин” пошел бы, а на что нет, весьма трудно. Известно отношение славян-язычников к идолам. Если какой идол не справлялся со своей работой, славяне его секли плетью и просто выбрасывали. А на его место вырезали нового и приносили жертвы уже ему. Валяющихся деревянных резных “дедов” (мини-идолов) находят и археологи в раскопах. Не оправдал доверия - пошел в помойку. Не распространилось ли такое отношение на к христианские “обереги” - кресты? (В отношении икон бывал и такой обычай - если не помогла хозяину, ее переворачивали лицом к стене, ставили вверх ногами - пока не “исправится”). Кстати, самая древняя книга России - псалтырь XI века, найденная в Новгороде в 2000 г., потому и дошла до нашего времени, что владелец сунул ее в ... большую кучу навоза. Там она и законсервировалась. Помню, акад.Зализняк как только не обьяснял этот пикантный факт. Пошел бы “нормальный христианин” на то, чтобы сунуть священную книгу в кучу навоза??? А недавний язычник, которому просто не помогли псалмы? Традиция эта сохранилась до нашего времени в отношении к идеологическим “кумирам”. В кладовке своей квартиры я в 60-е годы нашел бюст Сталина с проломаной головой. Потом его выкинули. Что сказал бы археолог спустя 400 лет о такой находке? Наверное в духе: “Разве пошел бы “нормальный коммунист” на то, чтобы проломить Сталину голову? Намеренно сломать символ веры большое преступление, на которое никакой нормальный большевик пошел бы! Разве это не дело “злыдней-антикоммунистов”?” К слову, в языческом мире Греции бывали аналогичные пертурбации - в афинском национальном музее тоже есть бронзовая статуя с проломленой головой, которую после экзекуции кинули в воду. Чем-то она там грекам не угодила. (Христиане бы ее просто переплавили).Короче, выстречаются во все века поломаные и выброшенные “символы веры”.Думаю, крестики - из этого же ряда.

"Если бы этим занимались некие злыдни-антихристиане, то не было бы массовости..."

В общем-то, думаю, не было никакого массового АНТИ-христианства. Было и есть то, что академик Рыбаков описывал как “ДВОЕВЕРИЕ” - когда христианская вера вполне мирно уживалась и сосуществовала с языческим “суеверием”. Скажем, в Гагре возле алтаря православной церкви я видел камень, который предназначался для отрезания голов курам - так в церковь заманивали кавказских язычников. Христианские храмы на Руси строились на месте языческих капищ, при этом в их фундамент шли каменные идолы и священные языческие камни. Что тоже очень символично. Ну а самым ярким проявлением двоеверия являются находки археологами амулетов-“змеевиков”, где с одной стороны языческий сюжет со змеями и заклинание, а с другой христианское распятие и святая молитва. На языческие праздники змеевик переворачивали змеями наружу, на христианские праздники - наружу крестом. Эдакая “оборотная сторона медали”. Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, “языческая криновидная подвеска” сие (“пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный. Так что СОсуществовало христианство с язычеством с сотни лет, а часто и закрывало на него глаза. Вот и сейчас церковь не предает же анафеме паству, справляющую языческий Новый год, читающую гороскопы и бросающую монетку в море “на прощание” (это и вовсе жертва водяному, или Посейдону). Хотя и не приветствует это. Характерен и процитированный ответ иеромонаха на типичный вопрос верующих о находке крестов, размещенный в разделе “СПРАШИВАЙТЕ О ГЛАВНОМ” (главном!). В нем описаны реально существующие верования людей в то, что “...если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать т.к. тем самым мы берем чужие скорби и искушения...”. Это названо “суеверием” - то есть нехристианской верой, которая часто и восходит к язычеству. Ну естественно, что по мнению иеромонаха суеверие сие “безосновательно”. Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. “Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик? Как и в летописные времена мы узнаем, во что РЕАЛЬНО верили люди из таких вот “опровержений”. В сущности, о славянском язычестве Руси не осталось почти никаких письменных свидетельств, за исключением пассажей отцов церкви, где они развенчивают подобные “суеверия”. Из подобных крупиц мы узнаем, какие ж “суеверия” бытовали у наших языческих предков - русалии, требы, вера в навьев и ворожбу и т.д. Даже и в церкви (Спаса на Нередице) можно до сих пор увидеть древнерусского гусляра, играющего на запрещенных церковью гуслях - он нарисован в как грешник в аду. Из старинной Кормчей книги мы, например, узнаем, что суеверием является мнение, что затмения происходят от того, что луну или солнце сьели волкодлаки (вурдалаки). И т.д. и т.п. Одним словом, “суеверия” - полезнейший материал для изучения народных языческих верований.Суеверия, относящиеся к найденным крестикам - не исключение. Как видим по тексту иеромонаха, убеждение, что крест несет “скорби” кое-где бытует в несознательном народе до сих пор : свой крест несет свои скорби, чужой - чужие.В старинных былинах Илья Муромец и Святогор, Добрыня и Алеша и др. обменивались своими нательными крестиками, становясь таким образом “крестовыми братьями”,- “...а крестовый брат паче родного.” То есть по сути осуществлялии некий языческий обряд взаимного обмена судьбами.Крестовое братство в старину считалось за действительное родство: турецкий царь в былине позволяет Авдотье Рязаночке брать из плененных тех, “кто в родстве, в кумовстве, в крестовом братстве”. Поменяться с кем-то своим крестом - это был не простой обмен “шила на мыло”, а серьезный ответственный шаг. Который даже фиксировался в былинах. Когда Жириновский поменялся наручными часами с Брынцаловым, они ведь не стали “часовыми братьями”, нет такого братства. А поменялись бы нательными крестами - стали бы “крестовыми братьями”, это уже куда как серьезнее. “Крестовое братство” было ступенью, предшествующей или равной “кровному братству”, когда новые братья менялись не крестами, а уже своей кровью. (Дело ограничивалось, правда, не полным переливанием крови, а лишь надрезанием рук и смешиванием выступившей крови).Кстати, в церковной практике вообще нет и не было никакого “крестового родства”, да и “кровного братства” тоже. Как и “обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве. Ну и сложно ли теперь понять человека, который вообще поломал и выбросил свой нательный крест? Разве это не продолжение тех же полуязыческих верований? Что не хочет он “свой крест нести” дальше? И в общем то, в плане самовнушения, это один из эффективных способов “начать жизнь с чистого листа”.

"Чем сложнее по форме вещь, тем меньше у нее шансов сохраниться в земле неповрежденной..."

Вещи в земле лежат веками без проблем. Но это, конечно, если вещь не сломалась ДО попадания ее в землю, если по земле не ездили трактором, и если материал вещи был достаточно стойкий. В случае с крестами наглядно видно, что “коррозия” тут не при чем, и не все повреждения можно свалить на лопаты и трактора. Вывод пока один - ломали (сь?) кресты ДО попадания в грунт. Недавно эта тема с моей инициативы обсуждалась на форуме http://www.archaeology.ru/ и вскоре была стерта модератором. Были высказаны и такие интересные версии:

- “Г-н Станюкович продтвердил идею о том, как говорят люди верующие - “не надобно нести чужой крест”. Т.е. человек сошёл с земли, и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и при том не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней. Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.” (Дмитрий WM )

- “...ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Некоторые сломанные кресты в моем кладе 16 в. собирались в целые из фрагментов, т. е ломались непосредственно перед закапыванием или незадолго до него.” (MDV)

- “Символически - человек донес свой крест до конца.Закончил свой путь человек, закончил свое существование его крест.” (zero_cash)

- “Возможно менялись каноны в изображении (иконах) и пластике(кресты, образки....). Старые считались уже не правильными и богу не угодными, вот их и уничтожали, ну типа не модные.” (gans maer)

И так далее. Так что не все так просто с этими крестиками.

С уважением, Mole Man

Снова слово г-ну Суханову:

Уважаемый Mole Man, хочу обратить Ваше внимание и внимание тех, кто заинтересовался нашей полемикой о сломанных крестиках, на следующие значимые факты, которые помогают развеять мистический туман вокруг этого вопроса.

... Поэтому массовые находки крестов в поверхностном слое, основная масса из которых вдобавок сломана пополам, - очень необычное явление, не укладывающееся в картину обычного ротозейства. Закономерность есть - кресты сломаны. Обломки имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Вещи в земле лежат веками без проблем.


Эта закономерность много шире. Подавляющее большинство археологических находок, будь-то браслеты, перстни, привески, серьги, шейные гривны и т.д и т.п. сломаны. Особенно, если они находятся в поверхностном слое, о находках из которого собственно и идет речь. Да еще и шансы быть поврежденной у любой вещи растут многократно, если она находится на огороде или распахиваемом поле, где Вы, уважаемый Mole Man, да и большинство других поисковиков их и находят. Так что, вещи лежат в земле далеко не без проблем. Тонкие и сложные изделия на глубине сминаются (на поверхности вовсе разрушаются в мелкие дребезги), коррозия в лучшем случае образует слой, который скрывает мелкие детали, в худшем – превращает металл в окислы, по которым восстановить вещь уже невозможно. Даже артефакты солидного сечения, даже небольшие монеты зачастую гнутся и впоследствии распрямлению не поддаются. Думаю, главной причиной является то, что вещи находились в культурном слое, а значит, подвергались воздействию в результате хозяйственной деятельности человека. Ниже я более подробно остановлюсь на этом. Второй важной причиной, особенно, для вещей, которые не пострадали непосредственно от человеческой деятельности, могла служить различная плотность почвы, по-научному, негомогенность среды. Причем, она может циклически меняться. К примеру, при изменении влажности (весной, после дождя и т.п.). Разные составляющие почвы по-разному впитывают влагу. Поэтому даже в очень малом объеме грунта в разных точках могут существенно меняться плотность (и вес). В результате разные точки одной вещи оказываются под разной нагрузкой, причем, и опора под разными точками тоже разная за счет разной рыхлости почвы. Со временем происходит изгиб, а затем и излом. На огороде простая осенняя или весенняя перекопка (на поле – пахота) приводит к тому, что крестик по(пере)ворачивается. Стоит одному лучу чуть согнуться, как он становится рычагом по отношению к остальному телу креста. В результате, все последующие нагрузки падают, в первую очередь, на него. Вот и происходят иногда его перегибы туда-сюда. Итог один – крестик ломается.

Я уже не говорю о тех вещах, которые в результате половодий перемещались туда-сюда, а позднее были запаханы или постепенно “ушли” под культурный слой. Любой поисковик, работавший на берегах рек, да и не только (весенние ручьи тащат вещи по камушкам и гвоздям на дне, нещадно обдирая их, сгибая и ломая увлекаемыми камнями ) не раз находил стертые до неузнаваемости монетки, искореженные и поломанные вещицы и пр. Не секрет, что утерянные вещи, как раз и аккумулируются в таких руслах. Крестики в этих условиях нещадно ломаются. Могу уверить, что обломки бывают не только такие, какие можно “крепко зажать в пальцах”, но и очень мелкие. Что же касается “массовых находок крестов, основная масса из которых вдобавок сломана пополам”, то могу отметить, что из нескольких сотен виденных мной сломанных крестов, лишь несколько были сломаны “пополам”, т.е. на относительно равные части. Все остальные имели обломанные лучи, причем, начиная от одного и кончая всеми. Здесь следует отметить, что из “предметов личного благочестия” помимо крестов часть населения носила нагрудные иконки. По религиозно-нравственной сути они ничем от крестиков не отличались. Однако же ломаных иконок не находят, они обычно погнуты. Если нечестивые ломали опостылевшие им кресты, то почему они не ломали иконки? Фактически же овальная форма иконки предохраняла ее от излома, потому они, как монеты, гнулись, но не ломались. То же самое наблюдается и с круглыми привесками с включенным крестом и крестовидными привесками более раннего времени. С другой стороны, крестики из перламутра практически всегда сломаны. Разумеется, не потому что у них было особое свойство аккумулировать “злую силу”, а потому, что у них было особое свойство –непрочность материала.

Нет ничего удивительного и в массовых находках крестиков в культурном слое.

В 11-14 вв. на Руси не существовало обязательных требований относительно погребального обряда, т.е. христиан хоронили как с нательными крестами, так и без них. А в 12 веке даже действовал запрет на помещение христианских святынь, в частности крестов, в могилу. Вообще, обязательность надевания нательного креста при крещении возникла лишь после издания в 1621 году патриархом Филаретом “Требника”, в котором было приведено на этот счет особое указание. С этого времени резко возрастает как число носимых крестиков, так соответственно, и их находок.

В погребения крестики начали помещать относительно массово лишь приблизительно с 16 века (в одних регионах раньше, в других-позже). В основном же терялись крестики на жилой территории, т.е. во дворах, на усадьбах. Гайтан, на котором их носили, это ведь всего лишь шнурок, который неизбежно перетирался. Если посмотреть на ушко крестиков, то зачастую видно, что оно очень истерто, иногда и вовсе перетерто. Уж ежели металл так перетирался, то что уж говорить о гайтане. Потому не было никакого особого массового ротозейства, а была некоторая характерная особенность при ношении креста, суть которой описана выше. Было много физического труда, люди были активны, много перемещались (мало кто сидел перед компьютером), потому легко было что-то потерять и трудно – найти. Трудно представить, что потерянный во дворе крестик тихо-мирно полеживал десятки лет. Наоборот, по двору ездили груженые телеги, топотали люди и кони, коровы и козы, что-то строилось, что-то сносилось, возили-таскали бревна и дрова и т.д и т.п. Втоптанному, вдавленному в грязь, или снег, или навоз крестику выйти из этих передряг целому-невридимому было не легче, чем остаться несмятой траве на маршевом пути войска. Та же участь постигала и другие утерянные вещи.

Итак, повторяю еще раз, ломается все, а не только крестики. Это и есть печальная закономерность археологических находок. Увы!

...Поскольку с христианских позиций судьбу человека определяет не предопределенный рок, не заговоренные предметы, не взаиморасположение планет, не поступки человека в прошлом, и даже не с какой ноги он встал утром с кровати - а лишь воля Божия. “Господь каждому дает свое крестоношение” - и разве может на путь человека, начертанный Господом свыше, повлиять найденный или потеряный (или даже выброшенный) крестик?
Приведенное высказывание искажает христианское представление о судьбе человека.

По сути фраза “На все – воля Божия” воспринята автором как аксиома фатализма, хотя он подчеркивает, что “не предопределенный рок” управляет судьбами людей. С другой стороны в контексте отрицается право человека на выбор и ответственность за свои поступки – не важно, что он делал в прошлом, не важно поднял он чужой крестик или сломал и выбросил свой. Это – путаница. На деле христианская вера учит, что каждый верующий несет полную ответственность за каждый свой шаг, и на Суде каждому воздастся по заслугам. Можно представить себе осатаневшего грешника злобно ломающего святой крест с криками “Это ты во все виноват!”, но чтобы так поступали многие... Глумление над христианскими святынями, к которым относится крест – освященный(!) крест, считается одним из тягчайших грехов. С подачи же сторонников теории “обряда ломания крестов” это преступление против Господа объявляется обычным делом, даже обычаем, даже традицией!

Нами найден крест, концы которого оканчиваются языческими кринами - тут уж и вовсе не сразу понятно, “языческая криновидная подвеска” сие (“пусть все и повсюду расцветает!”) или крест такой своеобразный.

Кресты с криновидными концами были довольно широко распространены на Руси в 14-15 веках. Появились же они на русской земле впервые в 11-12 вв. и изготавливались по византийскому образцу того времени. Слово “крин” происходит от старославянского названия белых полевых лилий – “крины сельные”. Цветки лилии (крины) на концах креста должны были напоминать об изречении Христа “ Я-лилия долин” (Песн. 2;1).

Есть и другое выражение “Выслушайте меня, Благочестивые дети, - цветите, как лилия” (Сирах. 39;16-18). Здесь подчеркивалась простая и чистая красота этих цветов и звучал призыв к тому, чтобы и душа была такой же. Именно в этой связи и возникла византийская, и впоследствии, русская форма “криновидного” креста. Языческой символики здесь нет, ее можно только при желании выдумывать.

Как и “обряда ломания крестов”. Ничего удивительного. Речь идет о старинных народных верованиях, имеющих корни в язычестве.

Во-первых, среди нательных крестиков позднего времени, т.е. 16-19 веков процент сломанных выше, чем у более ранних - 11-15 вв. В случае, если бы секрет ломания крестов крылся в двоеверии или просто сохранении некоторых языческих представлений в народе, картина должна бы быть обратной. Очевидно, что язычество сразу после введения христианства на Руси в 10 веке было максимально сильным и утрачивало свои позиции с течением веков. Потому, если принять, что среди полухристиан-полуязычников родился обряд ломания крестов, то естественно предположить, что и расцвета это действо должно было достичь в те времена, когда языческие представления были наиболее сильны, т.е в первые века после введения христианства, а не в 18-19 вв. Объяснение этого факта опять же, в основном, “механическое”. Дело в том, что ранние крестики были, как правило, маленького размера, причем, литые. Толщина большинства из них была выше, чем у поздних типов. Отливались они в массе своей из тугоплавкой добротной бронзы или латуни. Делали их и из камня, и из янтаря (попробуйте-ка сломать пальцами маленький каменный крестик-его можно только раздробить, но раздробленных среди археологических находок нет). Формы были самые причудливые. Поврежденными (сломанными) оказываются обычно крестики с тонкими лопастями. Все это вкупе послужило основой их механической прочности. Был и “немеханический фактор”. Следует учесть, что относительная стоимость ранних крестиков, по сравнению с поздними, была много выше. Это обусловливало более бережное отношение их владельцев к ним. Со временем кресты стали изготавливаться по другой технологии. Появляются крестики из свинцово-оловянистых сплавов (малопрочных), штампованные из тонких пластин, толщина крестиков уменьшается, исчезают формы крестов с круглыми в сечении концами, снижается качество (соответственно, прочность) применяемых сплавов. Все эти технологические приемы были вызваны потребностью обеспечить растущий спрос (возрастающее население) недорогими в производстве крестиками. Здесь уместно вспомнить аналогию, к примеру, из ремесленного дела средневекового Новгорода, когда на смену дорогим ювелирным изделиям, изготовлявшимся по индивидуальным заказам, пришли более дешевые серийные поделки, производившиеся для продажи в лавках. Естественно, качество их было ниже, зато много и дешево. Простой люд мог купить без труда украшения, похожие на лучшие образцы. Подобная “технологическая революция” произошла и в изготовлении крестиков.

Во-вторых, пик числа ломаных крестов приходится на время, когда народные обычаи уже изучались и фиксировались историками, этнографами, фольклористами и т.д.

Я согласен, что суеверие о том, что крест связан с судьбой его владельца существовало и существует. И это – не новость. Но никто не слыхал об “обряде ломания крестов” и не видал оного. Но ведь полно сломанных крестиков, которым всего сотня-две лет. Это – время расцвета русской культуры, о котором известно благодаря современникам и позднейшим исследователям почти все, до мелких подробностей. И то, что НИКТО НЕ ЕДИНЫМ СЛОВОМ не обмолвился об обычае ломать крестик, говорит лишь об одном – ТАКОГО ОБЫЧАЯ НЕ БЫЛО!

 

Небольшая дискуссия на эту же тему с крупнейшего интернет-форума кладоискателей reviewdetector.ru

 

Саранская область: В моих краях на русских поселухах полно и крестов и, тем более, обломков. Банку литровую с обломками набрал уже. По мордовским пойдешь - ни одного креста, ни одного обломка. Редкий раз. Зато обломков сюльгам, монет и привесок с монисто иной раз поражает. Еще я помню свою бабушку - мордовку с начала 70-х. Врать не буду, раньше - ХЗ чего там было, но вначале 70-х я не помню в своей деревне, ни крестов, ни христианских обычаев. Хотя, были, конечно. И крестили и молились на образа... Но, чтобы на моей бабушке крест висел - извиняюсь, не помню. Но - образа были. Там вообще вера была какая-то своя. Весну - зиму встречали по-язычески - жаворонки пекли, зимнюю - аву жгли (я не помню, как точно она называлась по-мордовски). Болезни - те чисто заговорами без образов выводили. В общем, что хочу сказать - если уж в конце 20 века там вера во Христа была на одну треть, то чего было в деревнях, которые сгинули до 19-шки - там, уверен, было чистое язычество. И, если там крестик найдешь, то в большей степени, думаю, выкинутый (так как заставляли), а не потерянный.

Ответ: Позвольте не согласиться, и в мордовских деревнях много и крестов и обломков и иконок, одна из моих находок арочная иконка "Сихаил перед святым Сисинием" как раз с мордовской глубинки.

Ярославская область: У нас кресты 16-17 веков основная часть ломаных попадается, причём без механических повреждений, видно, что сломаны ещё при "жизни"

Ивановская область: Из 7 крупных сел, что я видел сам и еще приличного количества тех, про которые я слышал от коллег, на всех такая картина. Бывает обломки кучей , бывает раскиданы . Ломаны в то время - видны перегибы , даже винтом закрученные есть . В массе это крупные кресты , энколпионы , иконы энколпии. На мелких поселениях картина аналогична, просто в меньшем масштабе. Мало кто, находя куски вертолетов, задумывается об изучении трасологии - патины, орудия, которым ломали и прочего для установления причин. Все на сельхоз технику списывают, на промерзание земли и т.п....

Ответ: Возможно, что ломать нательные крестики был обычай.

Человек, который был недоволен своей судьбой, верил, что выбрасыванием крестика можно ее изменить.

Ломался же крестик затем, чтобы нашедший его не смог надеть и повторить судьбу предыдущего владельца.

Судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону.

Возможно, при переходе в новую веру старообрядческие крестики ломались и выкидывались.

Также на Руси долгое время запрещалось класть в гроб к покойнику нательный крест, последний в знак окончания жизненного пути ломался и выкидывался.

Против этой версии говорит то, что церковь относится к слому крестика, как и к любому действию против символов веры резко отрицательно.

Но нельзя забывать тот факт, что многие обычаи остались еще от язычества и некоторые даже спокойно дожили до наших дней.

«Ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Человек сошёл с земли и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и притом не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней.

Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.»

Как пример.

«…У современных печорских коми старообрядцев запрет на захоронение усопшего с металлическим крестом мотивируется тем, что "бесы на том свете притягивают к себе всё металлическое как магнит". Отметим, что в фольклоре коми металл является устойчивым атрибутом образов обитателей иного мира (металлическая одежда, стоячие медные глаза, железные детские люльки и игрушки т.д.) – Как правило, для усопшего изготовляется специальный пу перни (деревянный нательный крест), гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи погребаемого (так же не завязывается, а укладывается вдоль тела покойного нательный пояс)».

Ответ: "нательные" - нет, наперсные и энколпионы.

Про "новую" религию - тоже нет, то о чем я говорю, происходило до всей этой петровской чуши ... на части мест есть ранний Грозный, а на некоторых и Грозного нет. 14-16вв.

Про гробы - тоже не аргумент , не знаю кому и что запрещали , а пластика из позднесредневековых погребений археологам известна. Там паче , многая испорченная пластика , которую я видел - абсолютно новая и не ношенная ... видел створки не клепанных энколпионов без дырок в нижних петлях.

Язычники тоже никаким местом у них на территориях, на которых наблюдается этот обычай, ничего сходного никогда не было ... Жертвенники, святилища - это выдумка "историков", относительно северо-востока Руси.

"Ломание креста означало..." , хм , а чего тельные не ломали тогда ?

Аналогии с поздними дикими угорскими племенами в сравнении с русским позднесредневековым населением смысла не имеют.

Теперь мои мысли: Связан обычай точно с погребением, некие дары (ввиду абсолютно новой , часто , пластики) ... Находки с мелких поселений не так уж часты и связаны с местечковыми обычаями погребения у дома. Разделить слой кладбища со слоем поселения фактически нереально , только , если поселение исчезло до Петра . При Петре много чуши была разной , в том числе запрет на кладбища в селах . Территория кладбищ пускалась под огороды и застройку , а лом пластики растаскивался по поселению.

Тверская область: Коллеги я многократно находил поселения с огромным количеством обломков наперстных крестов и энколпионов. Обломанных всего несколько штук, причем не на мелкие части, а либо пополам, либо верхняя часть в основном (энколпион вообще в прекрасном сохране). А гнутые, тогда по какой причине, сил не хватило сломать? И еще вопрос: а не связано ли это борьбой церкви с теми, кто жил по Ветхому Завету? Ведь время совпадает конец 15 начало 16 века?

Вопрос: То есть вы хотите сказать,что все кресты с вашего фото лежали в одной ямке?

Ответ: Разброс примерно 3х3 метра и это не все кресты, их было там около 50 штук не считая обломков, причем некоторые энколпионы попадались не сломаные ,а в разобранном виде с целыми ушками для штифтов . И за мою длительную копательскую карьеру мне таких мест попадалось довольно немного.

Хочу уточнить, кресты лежат в одной куче как будто их сломали одновременно, причем одни доломаны, а другие нет.

Ответ: Всё верно-плюс-минус, процент ломанных крестиков может отличаться , а так - это подъемка типичного кладбища 15-16 вв .

Вопрос: Непонятно почему, но рассыпухи крестов, почему-то многие связывают с кладбищем, тогда я задам такой вопрос, для чего нужны были наперстные кресты и энколпионы? Ответ, в принципе мы все знаем, но хотелось бы услышать мнение людей которые знают истинное предназначение.

Ответ: Ломать, портить предметы покойного – традиция, возникшая задолго до принятия христианства на Руси. Но ее сложно назвать обязательной, где-то ломались, где-то нет. А то, что язычество глубоко вплелось в русское православие, смешалось с ним... по-моему, с этим сложно поспорить. Это не хорошо и не плохо, просто так есть.

Отголоски язычества окружают нас и сейчас. Не те новомодные язычники с их реконструкциями, а укоренившиеся представления, предрассудки, приметы. Первые века христианства на Руси языческая земледельческая символика мирно сосуществовала с символикой христианской. Конечно, христианство постаралось наполнить новой идеологией древние символы. Но уже в 12 веке наблюдается усиление натиска на языческую веру. Появляется письменная работа "О идолах" и думаю не малую роль, кроме естественной богословской борьбы, сыграла смерть св. Кукши и его ученика убитого язычниками вятичами. В ответ на агрессию языческих жрецов Церковь усиливает борьбу за умы людей. В подавляющем большинстве, обломки крестов на поселениях - это результат работы сельхозмашин. Но, о существовании различных поверий связанных с использованием крестов для заговоров, излечения от болезни и т. д. известно из исторической и фольклорной литературы. Иногда эти действия сопровождались и поломкой креста.

Вопрос: Ну, про язычество и отголоски... На террирориях, где гулял я и видел эти традиции (язычество и позднесредневековое ломание крестов) в пределах одной территории, обычаи у язычников ломать вещи либо вообще не было , либо она исчезла к 11 в ...

Про сельхозмашины - не принято. Есть места не паханные при совке , брошенные со средневековья , опять же , на не паханном ломанной домонгольской пластики мало ... и очень ношенная.

А главное - трасологию не трудно проследить - все сломано в момент , синхронный попаданию в землю или ранее.

Ответ: Вот такой я в своё время сделал вывод в одной из статей:

"Не имеем ли мы здесь дело с архаическим элементом погребального обряда, предписывающим "умертвить" крест, который носил покойный? Предстать пред Господом возможно отнюдь не с рукотворным земным крестом, который ты носил при жизни, а с его нематериальным образом, "духом" креста, неразрывно связанным с твоей собственной душой. Но что делать с крестом, оставшимся от покойного? И поныне считается дурной приметой взять в руки чужой крест, не говоря уже о том, чтобы его носить. Следовательно, крест необходимо сломать, освободив при этом его нематериальную суть. "Мертвые" обломки позволительно оставить или закопать на кладбище, подобно пришедшей в негодность иконе [10]. Не этой ли чрезвычайно древней традицией ритуального "умерщвления" предметов погребального инвентаря объясняется почти полное отсутствие крестов в русских средневековых погребениях, даже высшего духовенства [11], столь хорошо известное археологам? Лишь кладбища Нового времени, не исключая старообрядческих [12], дают иную картину. Не c этой ли традицией связано необъяснимо большое число сломанных тельников, найденных Л. А. Беляевым [13] вне могил в некрополе столичного Свято-Данилова монастыря?"

Полностью статья воспроизведена здесь: http://lap-landia.livejournal.com/41086.html

 

Небольшая дискуссия на эту же тему с крупнейшего интернет-форума кладоискателей kubar.ru

Вопрос:Часто в находках попадаются обломанные нательные кресты либо их части.
Есть два основных мнения по этому поводу, почему так происходит.

1.Мнение первое, «материальное».
Многие считают, что происходит это из-за сложности формы и хрупкости крестика, а также из-за того, что металл, из которого он изготовлен, изменяет за время нахождения в почве свои свойства. Как следствие- при обработке сельскохозяйственными орудиями крестики разрушаются либо попросту частично разрушаются от коррозии.
За эту версию говорит тот факт, что подавляющее большинство археологических находок, будь-то браслеты, перстни, привески, серьги, шейные гривны и т.д и т.п. сломаны, особенно, если они находятся в поверхностном слое, о находках из которого собственно и идет речь
Против этой версии говорит то, что поломанные крестики находили в том числе и в тех местах, где обработка земли не производилась. Находили поломанные крестики и в составе кладов, причем в некоторых случаях из частей можно было составить целый крест. Кроме того, на крестике иногда можно рассмотреть, что место излома носит следы сгибания-разгибания, то есть слом креста произошел умышленно.
Сюда же можно отнести механическое повреждение креста в деревенских кулацких драках- прием «ударить по кресту» имел место.

2.Мнение второе, «религиозное».
Возможно, что ломать нательные крестики был обычай.
Человек, который был недоволен своей судьбой, верил, что выбрасыванием крестика можно ее изменить.
Это распространялось и на другие символы веры –например, самая древняя книга России - псалтырь XI века, найденная в Новгороде в 2000 г., потому и дошла до нашего времени, что владелец сунул ее в ... большую кучу навоза. Там она и законсервировалась…
Ломался же крестик затем, чтобы нашедший его не смог надеть и повторить судьбу предыдущего владельца.
Обломки в большинстве случаев имеют размер, позволявший крепко зажать их в пальцах. Причем, судя по некоторым находкам, удавалось сломать их не с первого раза - на некоторых крестах сохранились следы многократного перегибания креста то в одну, то в другую сторону.
Возможно, при переходе в новую веру старообрядческие крестики ломались и выкидывались.
Также на Руси долгое время запрещалось класть в гроб к покойнику нательный крест, последний в знак окончания жизненного пути ломался и выкидывался.
Против этой версии говорит то, что церковь относится к слому крестика, как и к любому действию против символов веры резко отрицательно. Но нельзя забывать тот факт, что многие обычаи остались еще от язычества и некоторые даже спокойно дожили до наших дней.

Речь не идет об отрицании одной из версий, скорее о преумуществе одной из них.
Мне лично больше нравится вторая.

Ответ: Не египетские пирамиды конечно, но загадка не из простых. Самому интересен данный вопрос. Даже исходя из своего скромного опыта, причины поломки крестиков естественным путём в почве (плуги, и прочая сельхоз напасть и ересь про изломы из-за сложной формы) просто смешны. Умысел и только он! Судя по копательским форумам, явление это было распространено по все России. Временные рамки, исходя из собственных находок - начало XVIII в. и до начало XX в. Официальная церковь естественно тут ни причём. Не хочется строить пустопорожних догадок, но не удержусь. Пока для меня единственная версия, что это связано со старообрядцами - церковной реформой патриарха Никона XVII в.

Вопрос: Во время реформы старообрядческие крестики "с гневом отвергались",
но прямых свидетельств о надругании над ними я лично не встречал.
Факт, скорее всего имел место, но сломанные крестики послереформенного времени тоже присутствуют в находках в немалом количестве, в том числе и с явными следами умышленного разрушения.

Ответ: Поддерживаю версию, что крестики часто ломали намеренно, т.к. находил обломки с явными следами перегиба не от сельхозтехники или лопаты.
Когда один такой латунный крестик (вероятно начала XX века) нашёл и, обратив внимание, как он согнут, первая мысль была такой... Мол, в революционные годы шла волна надругательства на верой в Бога и, соответственно, революционно и атеистически настроенные товарищи срывали кресты с груди верующих, ломали и бросали в землю...

Вопрос: К версии -«старообрядцы, реформа Никона»
1.«Возможно, при крещении в "новую" веру кресты ломались и выбрасывались. Может это происходило и насильно».
Трагедия, разделившей русское общество XVII в. на два непримиримых лагеря, называющих друг друга "старообрядцами" и "никонианами".

«Вместе с тем все книжные исправления были одобрены. Собор вновь подтвердил прежние постановления: произносить аллилуйя трижды, творить крёстное знамение тремя первыми перстами правой руки, крёстные походы проводить против солнца.
Всех, кто не признавал этих уложений, церковный собор объявил расколоучителями и еретиками. Всех сторонников старой веры осудили по гражданским законам. А по действовавшему тогда закону за преступление против веры полагалась смертная казнь: «Кто возложит хулу на Господа Бога, или Христа Спасителя, или Богородицу, или на Крест честный, или на святых угодников Божиих – то сжечь», - говорилось в Уложении царя Алексея Михайловича. Подлежали смерти и «те, кто не даст совершить литургию или учинит мятеж в храме».
Первоначально всех осуждённых собором ссылали в тяжелейшую ссылку. Но некоторые – Иван Неронов, Феоклист – покаялись и были прощены. Преданного анафеме и лишенного сана протопопа Аввакума отправили Пустозерский острог в низовьях реки Печоры. Туда же был сослан дьякон Фёдор, который вначале покаялся, но затем вернулся к староверию, за что подвергся отрезанию языка и также оказался в заточении. Пустозерский острог стал средоточением старообрядческой мысли. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, отсюда велась напряжённая полемика с официальной церковью, вырабатывались догмы отделившегося общества. Послания Аввакума служили опорой страдальцам за старую веру – боярыне Феодосии Морозовой и княгине Евдокии Урусовой.
Глава поборников древнего благочестия, убеждённый в своей правоте, Аввакум так обосновал свои взгляды: «Церковь - православна, а догматы церкви от Никона-еретика искажены новоизданными книгами, которые первым книгам во всём противны, и во всей божественной службе не согласуются. А государь наш царя и великий князь Алексей Михайлович православен, но только простою своею душою принял от Никона книги вредные, думая что они православные». И даже из Пустозерского подземелья, где он отсидел 15 лет, Аввакум писал царю:»Чем больше ты нас мучишь, тем больше мы тебя любим»
Но в Соловецком монастыре уже задумывались над вопросом: а стоит ли молиться за такого царя? В народе стал подниматься ропот, начались антиправительственные толки… Ни царь, ни церковь не могли оставить их без внимания. Власть ответила недовольным указами о розыске староверов и о сожжении нераскаявшихся в срубах, если после троекратного повторения вопроса у места казни они не отрекутся от своих взглядов. На Соловках начался открытый бунт староверов. Правительственные войска осаждали монастырь, и лишь перебежчик открыл ход в неприступную твердыню. Восстание было подавлено».

«Безпоповство- одно из направлений старообрядчества, оно утвердилось к началу XVIII столетия, после смерти священников дораскольного рукоположения. Старообрядцы, отвергавшие священников нового поставления, стали называться безпоповцами, так как они остались совершенно без попов. Решив, что от последователей Никона нельзя принимать не только священства, но и крещения, они всех приходящих к ним из новообрядческой церкви крестили заново(!?)».

«Старообрядцы начали появляться на Дону еще со второй четверти 17 века и к концу 19 века делились на безпоповцев, беглопоповцев и поповцев так называемого «австрийского толка», а для государства они все значились раскольниками и на протяжении долгого времени подвергались серьезному контролю в быту и на службе, преследованию по любому поводу. И это, не смотря на то, что казаки-старообрядцы не менее других верой и правдой служили отечеству и царю, кладя свои головы на полях брани. В полках специально формировались сотни только из старообрядцев, зная об их исключительной храбрости и преданности.
Сыновья и внуки офицеров из старообрядцев не пользовались заслугами отца и по службе продвигались только благодаря личным заслугам и то очень редко.
… Даже в 1918 г., когда лилась кровь Гражданской войны, Войсковой круг гибнущего под ударами красногвардейских отрядов Всевеликого Войска Донского не забыл исключить казака 5 сотни Калачевского белогвардейского отряда Харитона Сысоевича Назаркина из полка «как старообрядческого псаломщика».

«Гонения на старообрядцев продолжались более двухсот лет. При Петре I старообрядцам разрешили жить в городах и селениях, но обложили массой дополнительных налогов и штрафов. При Екатерине II преследования стихли, но однако в двадцатых годах девятнадцатого века вновь начали набирать силу. Особой жестокости они достигли в царствование Николая I.И только после Высочайшего Манифеста Императора Николая II об укреплении основ веротерпимости от 17 апреля 1905 г. прекратились гонения на Старообрядческую Церковь, а ее прихожане смогли открыто заявить о своей конфессиональной принадлежности. Получили право организовывать общины, устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон».

2. «Ломание креста означало что-то вроде окончание жизненного пути. Человек сошёл с земли и кресту не существовать больше. Его ломали и бросали. Да и при том не на кладбище, а там, где омывали, в основном, в жилых местах. С 14-15 века в гроб покойнику кладут уже деревянный крест. В принципе, это сохранилось и до наших дней.
Любой глубоко верующий вам подтвердит, что покойнику ничего металлического в гроб класть нельзя.»
Как пример.
«…У современных печорских коми старообрядцев запрет на захоронение усопшего с металлическим крестом мотивируется тем, что "бесы на том свете притягивают к себе всё металлическое как магнит". Отметим, что в фольклоре коми металл является устойчивым атрибутом образов обитателей иного мира (металлическая одежда, стоячие медные глаза, железные детские люльки и игрушки т.д.) – Как правило, для усопшего изготовляется специальный пу перни (деревянный нательный крест), гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи погребаемого (так же не завязывается, а укладывается вдоль тела покойного нательный пояс)».

Ответ: Решил возобновить обсуждение этой темы, количество находок поломанных крестов поражает воображение! Присоединяюсь ко второй версии Джонса – крестики разламывались и сеялись специально.

Можно представить, в каких тяжких условиях жил и трудился русский крестьянин. Не было никаких гарантий, что урожай не побьется градом, что заморозки не уничтожат посадки, что лето не окажется слишком засушливым. В то же время, оброк с каждой обжи требовали исправно:

«Суровые, неблагоприятные условия хозяйствования, действовавшие в течение многих столетий, безусловно, закалили великорусов, превратив их в великую нацию тружеников. И там, где люди могли противостоять естественным законам природы, они проявляли не только упорный труд, но незаурядную изобретательность и находчивость» (1).

Вместе с тем, крестьянин противопоставлял силам природы и магические обряды календарного цикла. Между прочим, этнографами зафиксирован обычай использования в аграрных ритуалах ржаного печенья в форме креста. «Крестиками» из ржаной муки кормили скот, прятали их в пшеницу, хранили как оберег. Русские крестьяне верили, что это печенье может способствовать получению хорошего урожая. Особенно интересно, что в Рязанской области сеятель перед тем, как бросить первую горсть зерна, такое печенье не съедал, а запахивал в поле (2).
Не отголосок ли это более древнего обычая разламывания креста перед посевом? Крест не уничтожался сеятелем, а приносился в жертву матери-земле, возрождаясь позже в урожае. Может быть, разламывание креста происходило в один из аграрных праздников?

С другой стороны, поломка креста могла быть последним жестом отчаяния, когда молебны и крестные ходы не помогали отвратить голод. В европейском Средневековье мы можем найти примеры наивного уничтожения «неработающих» христианских святынь. Такие обычаи существовали в очень климатически благополучных районах Италии, Франции, Германии:

"Роль защитников урожая и посевов от стихийных бедствий выполняли многие святые… Жители деревень в окрестностях Арля взывали к местному святому… Но, поскольку, несмотря на троекратный призыв, святой Петр бездействовал, народ потребовал утопить его изображение… Если в день святого Урбана была хорошая погода, ему поклонялись, если же она портилась, изображение святого бросали в грязь. Таков был обычай в Южной Германии. Подобным же образом поступали со святым Леонардом, покровителем домашнего скота, и даже с изображением самой Богоматери из Импрунеты, местной покровительницы дождя во Флоренции" (3).

Литература:
(1) Милов Л.В.Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса.
(2) [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
(3) А. Я. Гуревич. Народная магия и церковный ритуал.

Вопрос: У северных кочевых народов до сих пор считается необходимым после смерти владельца ломать и выбрасывать его вещи, т.е. человек "испортился" и его вещи должны быть "испорчены". Это присутствует у народов с еще до христианской эпохи. Летом подрабатывал с археологами на раскопках, при вскрытии древнейших поселений в могилах 7-3 вв. до н.э. этот обряд уже соблюдался. Этот обычай, наверное, и был в обиходе до "красной эпохи"...

Ответ: Вот нашел гипотезы.
1.Крест ломали за религиозные проступки перед отлучением от церкви. Типа, последнее китайское предупреждение и строгий выговор. Данная версия объясняет, почему обломки находятся возле церковного места.(Анафема)
2.Крест ломал сам хозяин, когда хотел сменить имя и начать жить сначала. Накосорезил в одном месте и решил исчезнуть. Ломал крест, как бы умирал в крещении, уходил и в другом месте крестился по-новому с другим именем. С моей точки зрения весьма спорная версия.
3.Ломали кресты самоубийц после их смерти в знак того, что он предал веру и Бога. После совершения смертного греха человек уже не существовал для Бога. Но что-то уж больно много получается, что сам убийц было на Руси. Насколько я представляю, тогда самоубийство носило очень эпизодический характер.
4.Ломали крест на дворе после смерти человека, естественной или насильственной. Верхнюю часть выбрасывали в поле, нижнюю закапывали на дворе и над ней ставили деревянный крест. За эту версию говорит массовость поломанных крестов. Хотя как-то странно, что верующего человека похоронят без креста.

В любом случае слом креста означает, что человек умер для Бога. На мой взгляд, наиболее вероятна версии 1) и возможно имела место быть версия 3). Версия 4) не выдерживает критики, так как человек умирая телесно, тем не менее, остается жив для Бога, т.к. душа бессмертна. Ваши мнения?
Кстати,как рассказала одна верующая бабушка,анафеме(отлучению от церкви)предавали достаточно часто,При этом ломался крест этого человека(человек умирал для церкви).

Вопрос: Все эти "версии" не имеют ни одного документального подтверждения в источниках по истории и культуре Древней Руси. Честно сказать, это фантазии, навеянные современными представлениями о религии какой-нибудь бабушки Лукерьи. Ни с одной не согласен, это бред сивой кобылы. >:(

Что касается противопоставления случайное/намеренное, то обе версии верные. Как можно заключить с уверенностью - на Руси существовали народные суеверные обычаи поломки крестов или, выражаясь языком Западной Европы "сакраменталии". Но и кресты ломались плугом.

Вопрос к спецам - а часто ли попадаются домонгольские ломаные кресты?

Ответ: Не менее часто

Вопрос: Я, конечно, допускаю, единичные случаи, каких то символических сломов крестов, нательных иконок, но большая часть уничтожена пахотой и жизнедеятельностью.
Всем нам многократно попадались конские «звезды», бронзовые диски различного диаметра, вплоть до 10 сантиметров в диаметре. Они же литье, толщиной 2-3 миллиметра, хотел бы я посмотреть, на человека который голыми руками сломал бы такой диск. Да и кому нужно его ломать.
Вдобавок скажу, всем, наверное, попадались поломанные нательные иконки, они же бывают сломаны не на две части, а на 3 и более, да они просто разорваны. Если не плугом то киборгом. Так руками не сделать, это точно.
Да и мысль о том, что верующий человек ломает сознательно символ веры.

Ответ: Думаю, что имело место не только химическое и механическое воздействие, но и температурное. А также не маловажен состав самого сплава (его пластичность, способность к деформации). Физические свойства меди гораздо проще изменить, чем у серебра или золота, путем нагревания или охлаждения в достаточно небольшом диапазоне температур. Замерзшая вода рвет 10-ти миллиметровую арматуру в бетонных конструкциях. Этот же процесс весьма возможен и в почве. Плюс химия, плуги - лопаты. Ведь попадаются не только ломанные крестики, но и гнутые очень изощренно. Вот какой то выдержал и уцелел, а какой то лопнул в первую же зиму.
Но и версию об умышленном уничтожении со счетов сбрасывать нельзя. Хотя считаю, что сломанных по умыслу процентов 10 от общего количества. И такие повреждения явно видны даже по прошествию значительного времени.

 

Не совсем по теме дискуссии, но интересно и познавательно:

О РАЗБИВАНИИ КРЕСТОВ

"В селе Ивановке Павлоградского уезда [Екатеринославской губернии] умер два года назад "знахарь" дед Срибный... После его смерти в народе прошел слух, что он не умер, а повесился... в 1887 году сначала каменный крест с злополучной могилы вывезли далеко в степь, разбили на мелкие части и бросили в землю; потом откопали гроб знахаря и свезли на самое дно глубокого яра, что недалеко от села; сверху гроба навалили земли".

-- Зеленин Д. К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: Умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. С. 105.

ВЫБРОСИТЬ КРЕСТ

[Старообрядческое население Латвии, Псковской и Великолукской областей]

Старики говорят: "Без поясов не ходили -- грех. Как человек родится, как его окрестят, так сразу надевают поясок и крестик; без пояса и в баню пойти нельзя. Крест можно бросить, а без пояса нельзя".

Гаицкая О. А., Лебедева Н. И., Чижикова Л. Н. Материальная культура русского сельского населения западных областей (во второй половине XIX -- начале XX в. // Материалы и исследования по этнографии русского населения Европейской части СССР. Тр. ИЭ, т. LVII. М., 1960. С.69.

Шарапов В.Э. Нательный крест в традиционном мировоззрении коми // Ставрографический сборник. Кн. I. М., 2001.

О НЕПОГРЕБЕНИИ С МЕТАЛЛИЧЕСКИМ КРЕСТОМ

Повсеместно у коми считается, что умершего человека нельзя хоронить с металлическим нательным крестом. У вычегодских и печорских коми старообрядцев к разряду тяжких грехов, из-за которых душа усопшего может остаться неприкаянной, относят человека с серебряным или медным крестиком на груди. У современных печорских коми старообрядцев запрет на захоронение усопшего с металлическим крестом мотивируется тем, что «бесы на том свете притягивают к себе все металлическое как магнит»… Как правило, для усопшего изготовляется специальный деревянный нательный крест, гайтан от которого не завязывается, а лишь накладывается концами вокруг шеи покойного (с. 300—301).

О ПОТЕРЕ КРЕСТА

Считается, что потеря нательного креста предвещает беду или скорую смерть владельца. Так же, как и случайное обнаружение чьего-либо креста на дороге рассматривается как верный знак того, что вскоре у нашедшего этот нательный крест умрет кто-то из близких родственников (с. 304).

РАЗЛИЧИЯ ЖЕНСКИХ И МУЖСКИХ КРЕСТОВ

В среде удорских, вычегодских и печорских коми до настоящего времени сохраняется традиция различения по форме мужских и женских нательных крестов: равносторонний восьмиконечный крест с округлыми окончаниями, либо с фигурным обрамлением, образующим форму распустившегося бутона, считается женским; прямоугольный по периметру крест с удлиненным основанием – мужским (с. 304).

ОБ ОСКВЕРНЕНИИ И ПОРЧЕ КРЕСТА

Человеку, пожелавшему приобщиться к колдовским знаниям, предписывалось бросить свой крестик под ноги, встать на него и произнести молитву «отречения от Христа», сходную по структуре с текстом «отречения от Сатаны», которое читается в ходе обряда крещения. Аналогичным образом у карел проводился обряд вызывания банного духа (Баня, банька, баенка. Петрозаводск, 1992. С. 103—104). По поверьям, можно легко погубить любую благополучную семейную пару, если взять нательные кресты супругов, переломить их пополам, а затем связать эти обломки вместе льняной нитью и спрятать в деревянный пенал-колоду, предназначенный для хранения церковных свечей (с. 305).

"... а на Троицын день шли в лес завивать венки и кумиться. Последнее совершалось следующим образом: на ветку березы подвешивался березовый венок, и желающие покумиться вешали в середину венка на шнурке снятый с шеи тельник, затем кумящиеся становились по обе стороны венка и единовременно целовали крест с двух сторон, целуясь в тоже время друг с другом. Потом крест зарывали в землю на берегу или где-ниубдь в чистом поле".

-- А.А. Фет "Ранние годы моей жизни", 1890.

Речь идет о первой половине 19 века. Имение Шеншиных находилось в Орловской области. Село Клейменово.

 

Продолжение...

http://archeologia.narod.ru/diskuss1.htm

http://kubar.ru/showthread.php?t=4024&page=4

http://www.reviewdetector.ru/index.php?showtopic=821590&hl=%EB%EE%EC%E0%ED%ED%FB%E5%20%EA%F0%E5%F1%F2%FB&st=0

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить