↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - Крест — хранитель всея вселенныя...

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 627

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 628

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/virtwww/w_mednyobraz-ru_9b2d12f8/http/plugins/content/joomslide.php on line 629

Крест — хранитель всея вселенныя...

Статьи о медном литье

Памятники христианского искусства X–XX веков в России: Из музейных и частных собраний

Буклет выставки. Автор текста и концепции выставки С. В. Гнутова

Ныне радость на небе и на земле,

ибо светоносный и Животворящий

Крест Христов является миру,

демоны бегут от него, недуги исцеляются им,

мрачная тьма прогоняется

и все концы земли просвещаются.

Свт. Иоанн Златоуст

Крест поклонный(лицевая сторона). Конец XV — начало XVI вв. Белый камень, резьба. Из церкви села Толмачи, Тверской области. Издавна считалось, что «Крест — хранитель всея вселенныя» лежит в основе всего земного и небесного устроения. «Мир сей видимый создал Бог по подобию крестной четвероконечности, — писал святитель Димитрий Ростовский, — ибо Он создал его разделенным на четыре части: восток, запад, п Крест наперсный XIV в. Шифер, резьба олдень и полночь; и человека создал Господь по подобию крестной четвероконечности, ибо когда человек распростирает руки свои, он имеет вид четвероконечного креста».

Две тысячи лет человечество живет под знаком креста, неразрывно связанного с добровольной жертвой, принесенной за весь мир Иисусом Христом. Орудие казни стало символом победы над смертью. В X веке вместе с христианством крест Христов пришел в Россию. С тех пор он освящал всю жизнь общества, согласно правилу VII Вселенского Собора, предписывавшего изображение креста «полагати во всех Божиих церквах, на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях...».

Крест — хранитель всея вселенныя,

Икона Явление Креста на небе в Иерусалиме. Первая половина XIX в. Дерево, темпера Крест — красота церкве,

Крест — царей держава,

Крест — верных утверждение,

Крест — ангелов слава и бесам язва.

«Похвала Кресту»


С древних времен кресты почитались наравне с чудотворными иконами. Как чудотворный известен медный двухстворчатый крест-энколпион с изображением Распятия Христова и Богоматери Одигитрии Купятицкой. Предание связывает явление этого креста в XII веке с местечком Купятичи (позднее село Пинского уезда Минской губернии). С Купятицкого креста-энколпиона известны многочисленные повторения в меднолитой мелкой пластике Древней Руси, поскольку копиям древних крестов усваивались чудодейственные свойства первообраза. Сохранилось множество копий с чудотворного креста Авраамия Ростовского Чудотворца, полученного им, по преданию, от апостола Иоанна Богослова. В житии преподобного Авраамия Ростовского повествуется, что Иоанн Богослов «в руце же своей имеюща трость, на ней Распятие Господа нашего Иисуса Христа».

Икона Савватий Тверской в молении Кресту. Школа или худ. центр: Тверь. Вторая четверть — середина XVI в. Во время таинства крещения на новокрещенного на Руси надевался крест. С нательным крестом не расставались, с ним и хоронили. В первые века принятия христианства кресты носили поверх одежды, «как ясные показатели христианского крещения». Наиболее древние тельные кресты, Х–ХII веков, найденные на территории Киева, Херсонеса и других древнерусских городов, были четырехконечные с равными концами. Они изготовлялись из различных пород камня и дерева, из стекла, янтаря и кости. Основные типы русских двухстворчатых крестов-энколпионов (мощевиков) повторяли византийские образцы. На домонгольских крестах с изображением Богоматери, как правило, помещали надпись: «Святая Богородице, помогай». Часто встречается на крестах и изображение Николы Чудотворца — «всеобщего заступника рода христианского». Как защитники Русской земли почитались первые князья-страстотерпцы Борис и Глеб, образы которых также нашли отражение на древних крестах-энколпионах.

Крест — лествица на небо,

залог жизни, смерть для смерти,

дерзновение к Богу,

ключ к Небесному Царствию.

Прп. Андрей Критский


Крещение Господне. Двухсторонняя выносная икона. Школа или худ. центр: Русский Север XVII в. Крещение Господне. Двухсторонняя выносная икона. Школа или худ. центр: Русский Север XVII в.

 

Кресты с рельефным изображением в центре восьмиконечного креста с копием и тростью, окруженные пышными цветами и травами, ажурными сквозными узорами, получили название «процветших» («Процвете древо Креста»), что было связано прежде всего с прообразом Креста в Ветхом Завете — «Древом Жизни». Крест поморский. Центр изготовления: Русский Север XIX в. Камень, резьба Святой Иустин во II веке изъяснял этот образ как символ Христа. В VIII веке святой Иоанн Дамаскин отмечал, что «Древо Жизни», выращенное Богом в раю, предызображало драгоценный Крест, ибо как через древо пришла смерть, так через Крест Христа — «Древо Жизни» — даровано спасение». Изображения процветшего креста встречаются уже на каменных саркофагах IV века. В XVII–XVIII веках фантазия русских «золотых и серебряных дел» мастеров в украшении крестов-тельников не знала границ. Особым узорочьем в этот период отличались кресты, изготовлявшиеся в двух эмальерных центрах Русского Севера — Великом Устюге и Сольвычегодске. Они расцвечива Крест нательный. Центр изготовления: Великий Устюг XVII в. Серебро, литье, эмаль лись с двух сторон прозрачными эмалевыми красками разных оттенков, наносившимися на выемчатые цветочные и растительные узоры, а лучи, отходящие от средокрестий, увенчивались мелким речным жемчугом либо перламутром.

Появление наградных крестов священнослужителей связано с синодальным периодом истории Русской Прав Крест наперсный XVI в. Серебро, литье, скань, перламутр ославной Церкви. Пожалование различных наперсных крестов представителям белого духовенства подготовило почву для учреждения особенного наперсного наградного креста, утвержденного императорским указом Павла I в 1797 году. В 1820 году появляется еще одна важная награда духовенства — кресты кабинетные, выдававшиеся из Кабинета Его Императорского Величества, украшенные, как правило, бриллиантами или драгоценными камнями.

Крест наперсный XVII в. Серебро, перламутр, резьба, жемчуг, цветные камни Особыми наградами для духовенства стали кресты, выпущенные в память крупнейших событий в истории России: в память Отечественной войны 1812 года, Крымской войны 1853–1856 годов и в память 300-летия Дома Романовых. Наперсный крест как обязательная принадлежность священника был введен при Императоре Николае II его Указом от 14 мая 1896 года.

Покланяемся же мы и образу

Честнаго и Животворящаго Креста,

хотя бы он был сделан и из иного вещества;

покланяемся, почитая не вещество,

но образ, как символ Христа.

Прп. Иоанн Дамаскин

Крест наперсный панагийный. Крест корсунский XIII в. (оправа — XVI в.) Яшма, оправа — серебро, скань Воздвизальные или напрестольные кресты возносятся священником в православных храмах на праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 14/27 сентября. В древние кресты вкладывались обычно частицы Крестного Древа Христова. Крест, обретенный царицей Еленой в IV веке, стал главной святыней Церкви, и его части разошлись по всему миру. На большинстве напрестольных крестов присутствуют сведения о мощах, в них содержащихся. Как правило, надпись на таких крестах начиналась со слов «Построен сей крест...», «Сооружен...», — как будто речь шла о возведении храма, что свидетельствовало об отношении к напрестольному кресту как к одной из важнейших святынь Церкви.

Кресту Твоему покланяемся, Владыко,

и святое Воскресение Твое славим.

Тропарь на поклонение Кресту

Крест нательный. Центр изготовления: Москва XVII в. Серебро, литье, эмаль, жемчуг

Семнадцатый век в России — это эпоха явления множества чудотворных святынь и особенно крестов. Во времена царя Алексея Михайловича и патриарха Никона появляются кресты, исполненные «мерою и подобием Креста Христова». Воздвижение Креста Господня XIX в. Эмаль на медной основе, рамка — латунь Именно в это время патриарх Никон заказывает в Палестине несколько подобных крестов из кипариса для Голгофского придела Воскресенского собора Нового Иерусалима, для теремных церквей Московского Кремля и для Крестного монастыря на Кий-острове. Кийский крест, грандиозный мощевик, содержащий около трехсот святынь, был из них наиболее прославлен и изображался как особая реликвия на иконах XVII века с коленопреклоненными царем Алексеем Михайловичем, царицей и патриархом Никоном. В эпоху Средневековья в России, так же как в Западной Европе, внимание христиан все более сосредоточивалось на жертвенных переживаниях Страстей Христовых. Композиции с изображением Орудий Страстей Христовых становятся особенно популярными в русском искусстве с середины XVII столетия.

Святитель Иннокентий Иркутский Первая половина XIX в. Дерево, темпера С монашеским подвигом связано и такое явление, как ношение вериг. Изначально веригами назывались любые кандалы и оковы, в которых содержались узники. Первые христианские вериги связаны с именем апостола Петра. Икона Церковь соборная Школа или худ. центр: Русский Север XVIII в. Дерево, резьба, темпера О ношении крестов и вериг свидетельствуют факты из житий преподобных Никиты Переяславского Чудотворца (XII век) и Иринарха Ростовского (XVI век). Из жития Иринарха Ростовского можно видеть, что в конце XVI столетия медные кресты были в цене и не всякому доступны. Так, московский блаженный юродивый Иван Большой Колпак советовал старцу Иринарху сделать себе «сто крестов медных по полугривенке», на что старец отвечал, что ему невозможно столько сотворить. Только тогда он смог исполнить совет, когда ему подарили большой медный крест, из которого старец отлил сто крестов. Преподобный же Леонтий Ростовский, носивший на себе железные вериги и тридцать три медных креста, оставил их в наследство старцу Иринарху, и на нем оказалось, кроме вериг «ужиц железных», сто сорок два креста!

Крест наперсный кабинетный Конец XVIII в. Серебро, гравировка, эмаль, цветные стекла, стразы

Непобедимая, непостижимая,

божественная сила

Честнаго и Животворящаго Креста,

не остави нас грешных!

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

Древние подвижники, приходя в пустынное место, утверждали деревянный крест в освящение пустыни и в ознаменование силы Божией. Это известно из множества житий русских святых. Так, преподобный Сергий Радонежский воздвиг крест на основание Троицкой обители, преподобный Савватий Соловецкий установил такой крест на Соловках. При освоении пустынных северных земель Руси в XIV–XVI веках непременно воздвигались кресты на месте будущей обители. Особое значение имело благословение и напутствие крестом на ратные подвиги и на основание монашеских общежительств.

Крест наперсный кабинетный Первая половина XIX в. Эмаль на серебре, стразы Вериги XVIII в. Кресты — латунь, гравировка, инкрустация белым металлом; цепи — железо Преподобный Сергий Радонежский благословил крестом святого благоверного князя Димитрия Донского на битву с Мамаем, напутствовал крестом и своих учеников, уходящих в дальние пределы Руси: например, Павлу Обнорскому он вручил в 1392 году восьмиконечный меднолитой крест. Святой Павел хранил его как великую святыню до конца дней, и этот крест был положен с ним во гроб. Из описи имущества Павло-Обнорского монастыря за 1654 год известно: «Да на гробу же преподобного Павла чюдотворца крест медяной, что благословил преподобный Сергий Радонежский преподобному Павлу в путь».

По свидетельству современников XIX века, в Архангельской губернии, «кроме сооружения церквей и часовен, весьма распространен обычай святить деревянные кресты и столбы по краям улиц, при въездах в деревни, на перекрестках, на почитаемых почему-либо местах. В крестах просто вырезается изображение Распятия, а в столбах вкладываются литые медные воздвизательные кресты, иконы простые или с окладами в ризах». Богоматерь Влахернская Конец XIX — начало XX вв. Дерево, масло Традиция воздвижения деревянных крестов на Русском Севере, в Поморье и на Соловецких островах не прерывалась на протяжении многих веков. У креста, при отсутствии храма или часовни, отправлялись молитвы ко Господу. Крест обозначал принадлежность пустынных земель православному миру и являлся путеводным знаком спасения. Многометровые (до десяти метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, я Складень двухстворчатый. Школа или худ. центр: Ярославль XIX в. Дерево, резьба, темпера влялись навигационными знаками, указующими путь мореходам к спасительной гавани, Перед крестами возносились молитвы о благополучном путешествии. Множество обетных крестов «в благодарность» по окончании трудных дел либо в память избавления от морового поветрия возводились по всей России.

Церковь воспевает Крест Христов,

Кресту кланяется. Кресту служит,

Крестом венчается, Крестом ограждается,

Крестом освящается.

Протоиерей Валентин Амфитеатров

Крест наградной В честь 300-летия Дома Романовых 1913 г. Серебро, литье, эмаль

В каждом храме России непременно находится Голгофский крест в напоминание Крест наперсный иерейский Начало XX в. Латунь, гравировка, серебрение, цветные камни о том, что «Церковь есть образ Распятия, погребения и Воскресения» (согласно толкованию свт. Германа Константинопольского). Крест является основополагающим символом богослужения вне стен храма во время крестного хода. Водруженный на высокое древко, он, вознесенный над процессией христиан, освящает и благословляет крестный ход, защищает воинов перед сражениями. Именно с военными походами еще во времена императора Константина связывают появление выносных крестов и хоругвей, так же как и появление тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианам на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

 

Крест напрестольный XV–XVI вв. Серебро, скань, литье, цветные камни, стекла Крест напрестольный Конец XVII в. Дерево, темпера

Крест прп. Авраамия Ростовского XIX в. (по иконографии XII века) Медный сплав, литье, серебрение.

Крест — хранитель всея вселенныя...: Памятники христианского искусства X–XX веков в России: Из музейных и частных собраний / Буклет выставки. Автор текста и концепции выставки С. В. Гнутова. М., Penates-Пенаты, 2005.

Материал предоставлен российским Ставрографическим центром и интернет-порталом http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=54

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить