«Беса поймав, мучаше…». Избиение беса святым: демонологический сюжет в книжности и иконографии средневековой Руси |
Статьи о медном литье |
В этой статье речь пойдет об одном примечательном сюжете древнерусской демонологии – избиении беса святым.
Проблема телесности сатаны с вытекающими отсюда вопросами о способах воздействия бесов на природу и человеческую плоть была одним из ключевых аспектов европейской демонологии Нового времени. Вопросы об особой «материальности», приобретенной духами после их падения, и о разнообразных физических проявлениях демонов (инкубы и суккубы, «перенесенное семя», рождение монстров) оказывались в центре внимания самых разных авторов и зачастую провоцировали острую полемику. В то же время о существовании аналогичных или близких явлений на Руси известно немного. Это объясняется разрозненностью источников, отсутствием самостоятельных древнерусских трактатов по демонологической тематике и в целом меньшей актуальностью этой проблемы для средневековой русской культуры. Однако вопрос о том, как описывались и интерпретировались здесь «материальные» действия падших духов, вполне закономерен: в древнерусской книжности и иконографии существовало множество сюжетов и образов, связанных с физическим воздействием бесов на природу и человека, а также с обратным воздействием – человека (праведника, святого) на демонов. Из-за отсутствия на Руси такого исторического «катализатора», каким стала охота на ведьм в Западной Европе, эти сюжеты не были сведены воедино и акцентированы, а из-за отсутствия четко оформившихся богословских школ не были систематизированы и разработаны. Тем не менее отдельные аспекты демонологической тематики становились предметом любопытных споров6. Вопрос о природе и способностях беса, не заявляя о себе в полную силу и не привлекая широкого общественного (а впоследствии и исследовательского) внимания, в разных формах проявлялся на всем протяжении русского Средневековья.
Призрачность бесовских образов традиционно обозначалась в средневековых текстах отдельными словами, указывающими на то, что воздействие сатаны направлено на сознание человека: бесы являются привидением, творят устрашающие/соблазняющие образы мечтанием; они показывают золото, лежащее посреди дороги, человеку мнится, что вокруг пылает огонь или беснуются звери. Зачастую эта идея подчеркивается в рассказе одним только словом «яко»: бес является праведнику «яко муж велик», «яко жена», «яко зверь». Идея о наличии у духов, как ангелов, так и демонов, «тонкой» и невещественной телесности утвердилась в Церкви с первых веков христианства: многие авторы писали о бесах как о созданиях, чье незримое тело, природой подобное воздуху или огню, способно принимать различные качества материального мира (становиться видимыми, разрастаться, проникать в различные объекты и влиять на них). О том, что в результате падения сатана приобрел некую телесность, приблизившую его к материальному миру и отдалившую от бесплотных Сил Небесных, писали Тертуллиан и Августин. Так как христианство отождествило языческих богов с демонами, на бесов распространялись некоторые их качества, в первую очередь питание дымом от жертвоприношений – об этом упоминали Иоанн Златоуст, Василий Великий. В восточно-христианской литературе эти идеи не были забыты: мысль о некоей телесности, присущей бесам, повторялась во многих текстах. В распространившихся на Руси памятниках агиографии нечистые духи наделяются широкими возможностями действовать в земном мире: они могут демонстрировать фантастическую силу, сокрушать деревья и камни, рушить жилища, насылать бури, поднимать ветер или грозу, «запирать» реки. Демоны могут поражать человека болезнями, наносить ему физический вред, обездвиживать, заставлять бесноваться или – в некоторых случаях – убивать (последний сюжет находил отражение на иконах и в миниатюрах). В свою очередь, святые могут обращать силу бесов в праведное русло и заставлять духов исполнять физическую работу: строить церкви и монастыри, переносить человека на огромные расстояния, наказывать грешников, возделывать поля. По рассказам многих авторов зримое «тело» демона обладает подобием земной плоти. В Житии Афанасия Афонского одержимый человек, приложившись к раке святого, «исблева, яко животна некаа съ кровию», после чего освободился от демона. В Житии Паисия Великого бес вышел из уст одержимого «яко вепрю подобенъ» и попытался раздробить зубы праведнику, но был изгнан в пропасть. Использование слова «яко» предполагает иллюзорную природу образа, но это не уменьшает силу физического воздействия, которое демон может оказать на окружающее. Вместе с тем материальные свойства не являются «неотъемлемой частью» самого духа – Древнерусские книжники, в свою очередь, нередко описывали материальные действия нечистых духов. В Киево-П-Печерском патерике рассказывается о затворнике Иване, который страдал от нападений змея-дьявола: змей жег тело и внутренности праведника огнем, природа которого была не вещественной – святой не сгорал, несмотря на страшные муки, но и не призрачной – волосы и борода аскета остались опаленными после исчезновения змея.
Иные случаи убиения людей демонами связаны с идеей прославления святых, изгоняющих сатану. Прежде всего, это относится к рассказам о языческих капищах и духах, обитавших в идолах; примечательно, что сила этих бесов распространялась не только на язычников, но и на христиан. В Житии Авраамия Ростовского упоминается, что люди не могли проходить близ кумира Велеса, не поклонившись ему (ср., например, в Житии Федора Сикеота) – сам святой, попытавшись изгнать беса, не сразу смог побороть его: «Не дадяше бо ему окаянный ни близ себе приступити пособием сатаниным с Велиаром и с тлею своею». В «Казанской истории» имеется яркий эпизод, посвященный демону, жившему на «бесовском градище» недалеко от татарской столицы, «и то бе еще старых болгар молбище жертвенное. И схожахуся ту людие мнози со всея земля казанския». Дух не только предсказывал будущее, но «аки овех от недуг исцеляше, и овех, с нерадением минующих его, умаряше, не пометнувших ему ничтоже и плавающих рекою опроверзаше и потопляше в реце, чюдо же, и от кристьян неких погубляше, тем никто же смеяше проехати его, не повергши мало что от рухла своего». Та же картина встречается в Житии Герасима Болдинского: бесы, обитавшие в озере, помогали с уловом колдунам, а людей, которые призывали на помощь Бога, топили и поражали болезнями. Только вмешательство святого изгнало из озера нечисть, убивавшую христиан. Описания бесовской силы в подобных рассказах не утверждают дуалистическую мысль о том, что дьявол обладает самодостаточной властью: книжники часто указывают, что подобное творилось по Божьему попущению с целью прославить святого, вразумить неверных. В Житии Авраамия Ростовского специально разъясняется, что святой не смог в первый раз одолеть беса «по смотрению Божию»: «Не яко презре Господь молитву святаго, но да яко усерднейша покажет его и прославится в них». Автор «Казанской истории» нарочито «удивляется» силе беса, убивавшего некоторых христиан, но в общем контексте «Истории» этот эпизод находит логичное объяснение через идеи Божьего промысла и попрания сатанинской силы (евангельская мысль: «Не един влас главы нашея без веления Его (Господа. – Д. А.) не погибнет, неже человек или кая земля или град», приводится в самом начале памятника).
Таким образом, по Божьему попущению воздействие демонов на материю и на человека может быть самым разным. Вместе с тем, в соответствии с распространенным в средневековой культуре представлением, человек (праведник, святой) в определенных условиях также может оказывать физическое воздействие на падших ангелов. 2. Идея о возможности мучения бесов восходит к словам Христа о даруемой ученикам власти над духами (Лк. 10: 17–20). Сюжет избиения демона святым существует в византийской и европейской агиографии, где встречается масса рассказов о том, как в видении, т. е. в духовной реальности, святой связывал, «уязвлял», бил нечистого духа. Так, в Житии Федора Сикеота святой мученик Георгий, явившись праведнику во сне, «мучил» беса, наславшего на него болезнь. В первом же видении, описанном в Житии Андрея Цареградского, юродивый боролся врукопашную с огромным «эфиопом»-демоном. Однако в иных случаях авторы описывали борьбу с сатаной в более «земном и материальном» ракурсе. Так, аскет наяву мог обжечь демона, явившегося к нему в женской личине, раскаленным металлом. Когда на Андрея Цареградского во время молитвы напали бесы, вооруженные кольями, копьями и ножами, ему на помощь явился Иоанн Богослов – он «с яростью» приказал следующим за ним белоризцам затворить врата, чтобы ни один из врагов не убежал, а затем снял с шеи Андрея железную цепь, согнул втрое и, уязвив всех духов «нелжею ранами. имиже родъ т#хъ оскорбьляÅется», велел им показаться сатане. Святой Симеон Столпник избил беса, вошедшего в змею, а затем спустил с нее шкуру и показал братии. Св. Нифонт Констанцкий, чье житие включало массу эпизодов, посвященных борьбе с сатаной и бесами, однажды избил напавших на него демонов, нанеся каждому по тысяче ран.
Близкий по содержанию и по форме рассказ содержится в «Ипатиевом мучении» – апокрифическом житии мученика Ипатия Гангрского († 326 г., память 31 марта). В соответствии с текстом, святой претерпел семь мученических смертей, каждый раз воскрешаемый Христом, изгнал из города змея и боролся с демонами. Мартирий включает два эпизода, связанных с избиением беса; второй из них аналогичен рассказу из Жития св. Никиты. Когда бес явился святому в образе старика, тонущего в море, св. Ипатий понял природу видения, подошел к духу по воде, связал его за ноги, привел на корабль, повесил и избил корабельным «жезлом». После этого бес явился мученику в темнице в образе ангела. Святой «удержал» нечистого, связал, положил при вратах и начал бить железной «дьщицей», а на следующий день взял за волосы, привел к царю-язычнику и затем отослал в ад до Судного дня. Примечательно, что авторы обоих апокрифических житий предписывают читателям носить их текст в качестве оберега. Как утверждается в «Ипатиевом мучении», в числе даров чудотворения, которыми Господь наградил мученика, – сила исцелять людей и прогонять бесов; вместе с молитвами святому и с его образом текст жития должен уберечь человека от ран и не дать оружию поразить его в битвах. По сообщению «Никитиного мучения», св. Никита подает заступление вдовицам и сиротам, исцеление болящим, а также избавляет от бесов: если человек имеет при себе текст мартирия, «за шесть дний бежать от него греси его, а за четыредесят дний бежать от него демони».
Описания, близкие к апокрифическим мартириям св. Никиты и Ипатия, встречаются в Житии св. мученицы Иулиании Никомидийской († 304 г., память 21 декабря). Святая получила от Бога власть над демоном (названным сначала Велиаром, а затем Зефоувером), искушавшим ее в темнице в образе ангела; она заставила нечистого духа рассказать о себе, а затем связала ему сзади руки, избила железными оковами («связа тънками развеницами, и положи его на землю, и вземши от лежащих железъ, биаше и зело», «и связа тонькими вервьми, и положиши его на землю… и биаше железомъ, бесъ же вопиаше зело»), а наутро выбросила в кучу грязи у дороги. Наиболее яркий рассказ о «физическом» истязании праведником нечистого духа представлен в Житии св. мученицы Марины (Маргариты) Антиохийской (III–IV в., память 17 июля). В соответствии с текстом, заключенная в темницу св. Марина попросила Господа, чтобы он показал ей врага – дьявола, и перед ней явился змей (впоследствии уточняется: «бесъ змиеобразный»), свистящий, изрыгающий пламя и смрад, оплетенный мелкими змеями. Святая преодолела страх и вновь помолилась Богу. После этого монстр проглотил святую (уточняется: «в мечте некоей», т. е. в видении), однако она сотворила крестное знамение, чрево змея разорвалось, и он упал мертвым. Из другого угла тут же явился бес и, взяв мученицу за руку, попытался отвратить ее от молитвы, заявив: «азъ оужику свою Роуфа во образе змиеви пустих, яко да тя погубить, ты же молитвами своими оумори его и ныне мыслиши и мене изгубити. Но помилуй мя…». Святая схватила беса «за власы и за оусъ»; пока мучимый Христовой силой бес кричал от боли, узница вырвала у него полбороды и правое око. Затем Марина взяла медный молот и ударила им беса в лицо – нечистый упал наземь, а дева наступила на него ногой и била молотом по голове и плечам. Помолившись и получив благословение свыше, Марина стала спрашивать беса о его имени и делах. Демон ответил, что его зовут «Велзаулъ», попросил отнять ногу с его шеи и рассказал святой, что он рожден от темного воздуха, «глаголемаго Сатанаила», и никто раньше не мог убить его «ужика» Руфа и наказать его самого тысячью ран. Затем он поведал несколько версий относительно происхождения бесов (канонически верную – о самовольном отпадении части ангелов во зло и две апокрифические: о браке Сатанаила с «диевой дочерью», отложившей яйца, из которых выходят нечистые духи, и о происхождении демонов от «древних лукавых жен»), заключив, что сами бесы не уверены, как они появились на свет. После этого святая отослала Вельзевула в ад, а перед смертью молила Господа, чтобы тот, кто помянет ее жизнь и перепишет житие, был избавлен от всех грехов.
Об избиении демона говорят также русские по происхождению памятники. В некоторых случаях мучителем бесов выступает здесь св. Николай. Так, в неканоническом «Слове иже во святых отца нашего Николы, о житии его и о хожении его и о погребении» святитель бросил беса под ноги, избил, а затем связал ему руки и ноги знамением креста и низринул сквозь землю. В Житии Юлиании Лазаревской св. Николай прогнал демонов с помощью палицы, «единого же беса поймавъ, мучаше». В Киприановской редакции Сказания о Мамаевом побоище говорится о видении Василия Капицы и Семена Антонова: с поля вышло конное войско эфиопов-бесов, но дорогу ему преградил святой митрополит Петр с золотым жезлом в руках «и нача жезлом своим их прокалати, ови же на бег устремишася, и ови избежаша, друзии же в водах истопоша, овии же язвени лежаша». Вместе с тем в ряде памятников XVII в. речь идет о побиении бесов не святыми, прославленными Богом, но живущими в мире людьми, в разных ситуациях столкнувшимися с демонами. Соузник Аввакума, инок Епифаний, наполнил свое автобиографическое «Житие» многочисленными рассказами о борьбе с духами, причем борьба эта описана в весьма реалистичном, плотском ключе, приближаясь в этом плане к мартирию св. Марины. Описания балансируют на грани между видением и земной реальностью: Епифаний указывает, что бесы являлись ему в «тонком сне», однако после одного из наиболее яростных избиений демона руки демоноборца оказались наяву мокры от бесовского «мясища». В «Чуде преподобного Иова Ущельского» беса побили веслами простые люди, переправлявшиеся через реку Мезень.
3. Фигура избиваемого сатаны (либо персонифицированного Ада) характерна прежде всего для иконографии «Воскресения – Сошествия во ад». Из византийского искусства этот образ перешел в русскую иконопись и получил здесь развитие со второй половины XIII в., а в XIV в. был дополнен фигурами побиваемых демонов. Падших духов карают в данном случае ангелы, иногда отождествляемые иконописцем с Михаилом и Гавриилом, иногда подписанные именами добродетелей, повергающих грехи, иногда безымянные. Как в этом, так и в ряде других иконографических сюжетов борьба с бесами зачастую была представлена в весьма «плотских» образах: Небесные духи не просто попирают и связывают демонов, но хватают их за волосы или за горло, пронзают копьями, бьют молотами и другими орудиями. Повергающим сатану и побивающим демонов часто изображался архангел Михаил – архистратиг Небесного Воинства, низринувший дьявола с Небес и борющийся с ним в земном мире. Образы святых-демоноборцев, как и образы ангелов, избивающих бесов, имели весьма широкое распространение. В византийской иконографии XI–XIV в. яркие картины физической борьбы с сатаной представлены на изображениях мученицы Марины-Маргариты Антиохийской: святая заносит молот над головой демона, другой рукой удерживая его за волосы. Западноевропейские изображения этой сцены более редки, хотя культ св. Маргариты был широко распространен в Европе, и прежде всего в Англии, где ей посвящено более 250 церквей. На Руси изображения такого рода практически не встречались – роль святого-«бесогона» с аналогичной иконографией закрепилась здесь за мучеником Никитой. Русские миниатюры, сопровождающие Житие св. Марины, можно увидеть, к примеру, в иллюминированной рукописи XVIII в. из собрания Государственного Исторического музея. Любопытно, что на двух чистых листах в начале рукописи присутствуют чернильные рисунки, посвященные победе над чудовищем: на первом листе человек разрывает пасть льву (подпись: «Самсонъ лва терзаетъ»), на десятом – ангел держит за пасть дракона («ангилъ связа змия на тысячу летъ»). История победы св. Марны над змеем и избиения беса подробно отражена здесь на целом ряде миниатюр.
Подобно св. Никите изображались мученики Иулиания и Ипатий: святой или святая держит демона за хохол и заносит над ним правую руку для удара. Именно эта модель являлась наиболее типичным образом избиения беса в иконографии: помимо св. Иулиании и св. Никиты известны аналогичные изображения архангела Михаила, побивающего сатану; подобным образом могли изображаться даже бесы, побивающие других бесов. Фигура святого или ангела, замахивающегося на демона каким-либо предметом (цепью, плетью, молотом), распространена на древнерусских памятниках литья (крестах, иконах, складнях) и включает в себя важный семиотический элемент – хохол, за который демоноборец удерживает побиваемого духа. Стоящие дыбом, торчащие в виде хохла, вздымающиеся «языками огня» волосы – наиболее устойчивый признак беса (в некоторых случаях также грешника и одержимого) в древнерусской иконографии; образ имеет общехристианские корни и характерен как для православно-византийской, так и для католической европейской изобразительной традиции. На Руси этот образ оказался усвоен весьма прочно: из иконографии он проник в книжность и народную культуру. Примечательно, что в мартириях св. Марины и св. Ипатия также упоминаются волосы, за которые святой хватал искусителя. Побивающими демонов могли изображаться еще по крайней мере несколько почитаемых на Руси святых. Так, образы «физической борьбы» с эфиопами-бесами традиционно иллюстрировали Житие Андрея Юродивого. Интересно, что текст, отображаемый иконописцем или миниатюристом, мог изменяться таким образом, что избивающим беса представлялся не сам святой, но ангел либо и ангел, и святой (см. такие примеры в иллюминированных житиях Нифонта Констанцкого). Наконец, говоря об иконографических образах борьбы с демонами, необходимо упомянуть многочисленные изображения святых-змееборцев, широко распространенные в христианском искусстве и занимавшие важное место в древнерусской культуре. Змей – наиболее частый и известный образ сатаны: он восходит к Священному Писанию Ветхого Завета, используется в Евангелии и разрабатывается в массе христианских памятников. В разных текстах змей/дракон является личиной дьявола, его ипостасью либо эпитетом. Во многих случаях (как в мартирии св. Марины Антиохийской) отношения между змеем и бесом оказываются не вполне прояснены: чудовище может трактоваться либо как насылаемая иллюзия, либо как образ, принятый самим демоном, либо как самостоятельное демоническое существо. В иконографии образ победы над змеем прямо или косвенно символизировал победу над сатаной; святые-змееборцы широко почитались на Руси, в том числе как защитники от демонических сил. Св. Ипатий Гангрский, чье апокрифическое житие включает как демоноборческие, так и змееборческие сюжеты, изображался побеждающим змея. Идея отождествления змея/дракона и дьявола находила при этом любопытное отражение в иконографии: так, отрубленная голова змея могла изображаться в виде человеческой головы с хохлом (символизирует демоническое начало) и бородой (иконографическое обозначение сатаны или бесовского «князя»). Однако этот сюжет, безусловно, требует отдельного изучения. 4.Таким образом, «материально-телесные» описания падших духов, которых можно хватать, вязать и избивать, как человека, были представлены в древнерусской культуре в разных вариантах. Идет ли в таких рассказах речь об особой телесности, изначально присущей бесам, или же о том, что физическое воздействие возможно лишь на временно принимаемую ими «оболочку», наделенную некоей материальностью? Какова связь между самим духом и его зримым обликом: страдает ли бес от ударов, наносимых его «телу», или же «избиения» имеют исключительно духовный характер – бесы страдают от присутствия Божьей благодати, а «побои» их иллюзорной личины – не более чем внешний образ наказания? В отличие от западноевропейских схоластов, авторы житий чаще всего не пытались разрешить такие проблемы. Для православной богословской мысли, отразившейся во многих древнерусских переводах и компиляциях, ключевой является здесь идея о Божественном попущении: все действия сатаны в мире, все муки, принимаемые бесом от святого, – часть Высшего устроения, Божьей силы, проявляемой через праведников, а не сложных «физических свойств», присущих самому сатане. Борьба святых с демонами, безусловно, относится к духовной реальности, внешние проявления которой – либо зримый образ, наставляющий людей, либо следствие двойной – духовной и телесной – природы человека, ведущего борьбу с «отцом лжи». В канонических памятниках агиографии вопрос о статусе бесовских «деяний» решался в аспекте особого, характерного для Средневековья, понимания реальности. Сама граница между «материальным» и «духовным» не являлась здесь четкой и безусловной – подобное разделение утвердилось в Новое время, когда все, не имеющее отношения к материи, стало относиться к духовному миру, «идеальному» или иллюзорному, – на этом основании в западноевропейском богословии ангелов могли признавать абсолютно духовными созданиями, лишенными каких-либо свойств телесности, а демонов – либо монстрами, калечащими людей подобно зверям, либо творцами снов и галлюцинаций. В то же время, по справедливому замечанию А. Е. Махова, в Средневековье граница между реальностью и «мечтанием» была гораздо более сложной, подвижной и относительной: для грешного человека деяния беса несли реальную, физическую угрозу, для праведника те же явления сатаны развеивались как дым; оставаясь немощным и иллюзорным для твердых в вере христиан, дьявол был смертельно опасен и вполне материален для грешников, лишенных Божественной благодати. Последняя идея ярко раскрывается в рассказах о «сильных» демонах, которые могли истязать, убивать людей и наносить разнообразный вред христианам. Любопытный пример такого рода встречается в Житии св. Мартиниана. Стремясь устрашить праведника, нашедшего приют на одиноком острове, сатана поднял огромные волны на море. Святой сказал нечистому: «Всуе тружаешися, мене бо привидениа твоа оустрашити не могуть», помолился, и волны утихли, а дьявол исчез. Сразу после этого сатана вновь «воздвигнул смущение» в море, разбил проходивший мимо корабль, полный людей, и оставил в живых одну юную девушку, надеясь, что она соблазнит аскета. Таким образом, то, что являлось немощным привидением для святого, вскоре стало причиной гибели для множества «мужей и жен». Значительно сложнее оказывается судить о том, как воспринимались сюжеты о мучении сатаны в рамках народной культуры. Образ избиваемых бесов был хорошо знаком древнерусскому человеку благодаря иконографии и вряд ли трактовался всеми прихожанами в богословском ключе, как внешняя форма духовной брани. Совмещение христианских и языческих образов в медальонах-оберегах, тексты заговоров, церковные осуждения многочисленных поверий и обрядобрядов, а также иные свидетельства средневекового «народного православия» говорят о переплетении канонических, апокрифических, мифологических и магических представлений в древнерусской культуре – точно так же, как происходило это в культуре средневековой Европы. Для народного сознания характерна при этом трактовка христианских мотивов и образов в мифологическом, «предметно-чувственном» ракурсе (который в равной степени свойственен многим апокрифам). разнообразных персонажей славянской мифологии – леших, банников, домовых и др., а идея о «материальности» бесов находила самое разное выражение: так, утверждалось, что с бесом можно блудить, а с «чертовкой» – жить85. Заговоры и апокрифические молитвы, взывающие к св. Никите, архангелу Михаилу, архангелу Сихаилу и другим «прогонителям бесов»; медальоны-змеевики и многочисленные медные иконки с образами ангелов и святых-демоноборцев, бьющих беса цепью, молотом, дубиной и другими орудиями, свидетельствуют о глубокой интеграции этого сюжета в народную картину мира. Что касается древнерусской литературы, то ее традиции оказались существенно поколеблены, по всей видимости, лишь во второй половине XVII в. В эту эпоху в целом ряде сочинений появились красочные рассказы о «физической расправе» над демонами, причем некоторые авторы говорили о реальном умерщвлении звероподобных бесов. Многие описания оказывались при этом типологически близки славянским представлениям о «низших» духах – водяных, леших, «дьяволах». Знаменитая «Повесть о Соломонии Бесноватой» из Жития Прокопия Устюжского создает картину, близкую архаическим народным поверьям: демоны живут в лесах и на болотах, питаются и размножаются как плотские существа, рождаются и умирают, погибают от физических ударов. В «Чуде преподобного Иова Ущельского» встречается рассказ, родственный представлениям о водяном из народной демонологии: на переправляющихся через реку Мезень людей напал «духъ нечистый водный» – он ходил в воде как огромная рыба, топил лошадь и раскачивал лодку; люди били его веслами, а затем помолились местночтимому Иову и нечистый дух отступил86. Сюжеты, занимавшие периферийное пространство в «высокой» культуре русского Средневековья, начали активно проникать в книжность, изменяя древнерусские конвенции описания. Впрочем, этот процесс остался вполне ограниченным и не привел к изменению святоотеческой традиции истолкования природы зла в православии. Примечательно, что в конце XVII столетия имел место и обратный процесс – не включения, но «стирания» ярких апокрифических (мифологических) сюжетов из агиографических памятников. Интересная картина такого рода наблюдается в Четьих Минеях Дмитрия Ростовского. Краткая версия Жития св. Нифонта Констанцкого лишена здесь рассказа об избиении бесов, а мартирии св. Иулиании и св. Марины присутствуют в редакциях, существенно отличных от редакций, входивших в Макарьевские Минеи. В Житие св. Иулиании включен фрагмент, свидетельствующий (подобно ряду других правок) о стремлении привнести большую четкость и ясность в рассказ о мучении демона. Прежде всего, здесь подчеркивается необычность самого явления – человек оказался способен связать и избить бесплотного духа, а затем утверждается, что беса удерживала и наказывала болью сила Божия, действовавшая через святую. По воле Господа бес терпел муки от рук девушки, как от рук Божьих, и вместе с вещественным бичеванием получал «невещественную язву». Бичевание, соответственно, являлось лишь внешним образом мучений, принимаемых духом от Божьей благодати (в более ранних версиях житий святых-демоноборцев эта идея обозначалась, но акцент смещался на «физические» проявления борьбы с сатаной). В то же время Житие св. Марины лишилось рассказа о явлении беса, наславшего на святую змея, а, соответственно, и всех драматичных подробностей мучения демона (вырывания бороды и глаза, ударов молотом), а также всего диалога с нечистым духом, рассказов о происхождении бесов, о Соломоне. Сам змей (который именовался Руфом и отождествлялся как с демоном, так и с его «мечтанием») четко определялся как бесовской мираж: «дерзну диаволъ страшилищемъ привиденнымъ оустрашити мученицу, Богу тако попустившу на болшое прославление оугодницы своея»; «и показася дияволъ въ образе змея пестра, велика, страшна…». Змей-призрак поглотил святую, но она сотворила крестное знамение, «…и в той часъ погибе все то бесовское страшное мечтание, и привидение»91. Важнейшие элементы, определявшие образ святого-демоноборца в древнерусских памятниках, оказались опущены либо предельно сглажены; «материально-телесная» трактовка сюжета становилась невозможной; вопрос о бесовском «теле» однозначно решался в пользу иллюзорности видения и духовного характера «избиений». Побудительным мотивом для таких правок мог, помимо прочего, послужить тот же всплеск «мифологических» сюжетов, проникших в литературу в XVII столетии.
В древнерусской книжности, как видим, демоны наделялись способностью не только оказывать воздействие на материю, но и принимать некую телесность – бесы могут физически поражать человека, но и святой может истязать сатану, явившегося ему в том или ином облике. Восточная аскетическая литература и апокрифы содержали яркие эпизоды физических «сражений» людей и демонов, аналогичные рассказы создавались русскими авторами. Образы этой борьбы оказались созвучны народной, архаической культуре; из апокрифических источников и отразившей их иконографии отдельные сюжеты распространились в культовых текстах и предметах «народного христианства» – заговорах, оберегах, зачастую принимая здесь совсем не канонические формы. В то же время в средневековой книжной культуре до конца XVII в. физические проявления падших духов невозможно охарактеризовать ни как полностью материальные, ни как исключительно иллюзорные. Бесы имеют иную, отличную от людей природу, и их реальность, «плотскость», материальность не самодостаточны, но в каждом конкретном случае зависят от двух причин: Божьего попущения и состояния души вступившего с ними в контакт человека. Читайте также:
|
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи