↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - Врезные старообрядческие бронзовые иконы

Врезные старообрядческие бронзовые иконы

Статьи о медном литье

Среди икон, бытовавших, приемущественно, в старообрядческой среде, имели распространение культовые произведения, соединяющие элементы живописи и медной пластики.

Особое значение они приобрели в Сибири и на Урале в XVIII-XIX веках. Литые бронзовые иконы неоднократно запрещались указами властей и православной церкви. Несмотря на бытование и распространение медного литья у православного населения, основым носителем целого пласта культуры в виде комбинированных произведений оставались именно старообрядцы.

Слово "врезка" имеет два значения. В одном случае так называется прием, когда в новую основу переносят аккуратно вырезанный из старой иконы фрагмент, или всю ветхую икону врезают в новую доску, в целях сохранения. А у старообрядцев врезкой называют иконы, в которые вставлены медные складни, кресты или плашки (иконки). Такая врезка безошибочно указывает, что икона старообрядческая.

Также, иногда старообрядческие врезные иконы называли ставротекой. Ставротекой (от греч. staurotheke: stauros — «крест» и «theke» — «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»). 

Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии.

Врезные произведения можно разделить на 3-и группы.

В первой группе композиционной основой являются литые произведения пластики: распятие, икона, складень. Доска, в которую они врезаны, служит "кивоткой" - декоративным оформлением пластического элемента, занимающего промежуточное место между иконами и объёмными киотами. Они представляют собой сосновые доски, обработанные как для иконы, со сквозной врезной шпонкой или меньшие - без шпонки, с декоративной росписью маслом и вырезанными в дереве выемками для медной пластики, возможны элементы накладной резьбы.

В произведениях второй группы бронзовая пластика и живопись составляют единую систему, равноправную в идейном и композиционном отношениях.

К третьей группе относятся домашние иконостасы. Обычно это доска, обработанная как иконная, размером до полуметра, покрытая краской или сусальным золотом. На ней укреплено несколько произведений медного литья: в центре - обычно Распятие, вверху трехстворчатый бронзовый складень с изображением Деисуса. Другие сюжеты менее каноничны - либо это изображения особо почитаемых святых, либо соимённых владельцу и членам его семьи.

"Кивотки", получившие большее или меньшее распространение в крестьянской старообрядческой среде, являясь произведениями низовой культуры. Широкое распространение в православной среде крестьянской иконы в XIX веке является в основе близким "кивоткам" явлением. Кроме того, глаз православного верующего был приучен к соединению живописи и металлическими окладами, получившими широкое распространение в русской среде с середины XVI века. Однако в "кивотках" художественный приём как бы переосмысливается наоборот: Здесь живопись обрамляет пластику, в то время как в канонической иконе металлический оклад имеет декоративную функцию, обрамляя письмо.

Фотографии старообрядческих врезных икон:

Уважаемые друзья! Вашему вниманию предлагаются разные варианты комбинированных врезных иконостасов и икон с использованием медной пластики.

Материалы собирались при использовании разных интернет-ресурсов с целью показать всё многообразие форм и состава замечательных образчиков данного направления церковно-прикладного искусства.

Бытует мнение, что подобные иконостасы исторически появились и использовались исключительно в старообрядческой среде, однако, по некоторым данным из научных материалов по медному литью, известно, что их часто использовали и в среде верующих, относящихся к пастве традиционной РПЦ.

По многим источникам, меднолитая пластика, особенно в период расцвета литейных мануфактур XIX - нач. XX веков, была распространена и почитаема среди всего народа. В каждом доме можно было встретить, помимо нательных крестов и распятий, медные иконки и складни.

На основании анализа источников, можено выделить, как минимум 5 групп:

1. Кивоты и иконостасы, состоящие только из меднолитых икон и распятий;

2. Иконостасы, созданные на иконных досках, с остатками разной сюжетной росписи, намоленные многими поколениями, поэтому не сожжённые или выброшенные, а получившие, так сказать, вторую жизнь;

3. Иконы с с предстоящими и врезными распятиями, символизирующими Евангельские распятие Христа на Голгофе;

4. Кивоты небольших форм под один сюжет меднолитой пластики, как правило фрагмент складня;

5. Иконы с врезными Святыми.

Галерея будет пополняться по мере появления новых иллюстраций

Архангел Михаил и Георгий Победоносец. Врезан бронзовый (медный) складень Деисус - Спаситель, с Богородицей и Иоанном Предтечей. Красный, зеленый, желтый. Без полутонов. Причем желтый на фонах и полях обозначает золото. Такой вот крестьянский ответ богатым заводским одноверцам.

Датировка: XVIII-нач.XIX века

Страна: Россия, место нахождения не определено.

Состояние: утраты элеменов деревянной "кивотки", потёртости красочного слоя, икон

Техника: вырубка деревянной части, медное литьё

Материал: иконостас -древесина, иконы - медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 33,5 х 13,5 х 3 см.

 

 

Домашний иконостас. Вырублен из цельного куска древесины. По торцам остатки топорной обработки, в верхней части кованые гвозди, использовавшиеся в качестве настенного крепежа, возможно, так же на них вешались лампадки. По внешней стороне доска окрашена краской (черная сажа, поверх нее охра). Всё медное литьё фиксируется к доске гвоздями и промазано по периметру воском. В иконостасе вырубные ковчежцы под медное литьё.

Из врезанных икон представлены:

- крест с херувимами расположен в оглавии иконостаса. Размер: 11 х 6,5 см., датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

- ниже его, слева расположена икона "Николай Мирликийский".

Размер: 4 х 3,5см., датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

- справа от креста правая створа складня с изображением "Кирика и Улиты".

Размер: 4 х 4см, датировка: вторая пол. XVIII-нач.XIX в.

- ниже, по центру, расположен складень "Рождество Пресвятой Богородицы".

Размер: 7 х 10,5 см. с оглавием "Спас Нерукотворный", датировка: XVIII век.

- ниже, по центру иконостаса, расположен складень "Святой Тихон".

Размер: 6,5 х 9,5 см. с оглавием "Спас Нерукотворный", датировка: XIX век.

Источник: Велижанина Н.Г. "Старообрядческие иконы с врезными произведениями медного литья". Сборник статей "Русское медное литьё". Вып.1, М.1993.

Датировка: XVIII-нач.XIX века

Страна: Россия, место нахождения не определено.

Состояние: утраты живописного изображения "кивотки" и эмалей медной иконы, прожжение от лампады, ураты спиленных частей медной иконы.

Техника: вырубка деревянной части, медное литьё, горячие эмали, 5 цветов

Материал: иконостас -древесина, икона - медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 13 х 12 х 1,6 см.

 

Икона врезная "Сошествие Святого Духа на Апостолов" с предстоящими, выполнеными в живописной манере по дереву.

Один из главных христианских праздников, входящий в православии в число двунадесятых праздников. Название Пятидесятницы этот праздник получил как потому, что воспоминаемое в сей день событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, так и потому, что после Пасхи он бывает в 50-й день. Этот праздник называется также Днем сошествия Святого Духа на апостолов и Днем святой Троицы (в просторечии — Троицын день).

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога — «Бог Отец творит мир, Бог Сын искупает людей от рабства дьяволу, Бог Дух Святой освящает мир через устроение Церкви». В день Пятидесятницы была образована вселенская апостольская Церковь (Деян.2:41-47). Хотя в Новом Завете не упоминается, что Богоматерь была вместе с апостолами при сошествии Святого Духа, она традиционно присутствует на иконописных изображениях этого события.

Датировка: XVIII-нач.XIX века

Страна: Россия, место нахождения не определено.

Состояние: утраты элеменов деревянной "кивотки", потёртости живописного слоя, частичное опиливание медной иконы для врезки.

Техника: вырубка деревянной части с о шпонкой (шпонка утрачена), медное литьё

Материал: иконостас -древесина, икона - медный сплав

Размеры (выс./дл./толщина.): 15,5 х 11,5 х 2 см.

Фрагмент иконы. Врезанная центральная часть складня "Богородица всех скорбящих радость" выше расположен фрагмент письма, возможно, "Богородица Смоленская". Большие утраты живописного слоя не позволяют точнее определить список. Судя по следам от гвоздей по торцам доски, икона имела оклад. Большие утраты красочного слоя с примитивной реставрацией иконы, свидетельствует о её значимости для почитавших её. Следы обгорания от лампады по центру снизу иконы, свидетельствуют о её пребывании , вероятно, в домашнем иконостасе.

 

12 медных икон («Спас Благое Молчание и Двунадесятые Праздники») врезанных в доску. 19 век

 

Медные эмалевые иконы («Покров Пресвятой Богородицы», поклонение иконам Богоматери, избранные святые) врезанные в доску. 19 век

Галерея старообрядческих врезных икон. Фотографии кликабельны (кликните левой кнопкой мышки по фото, фото увеличится):

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/18-vreznye-staroobryadcheskie-bronzovye-ikony#sigProGalleria36bb4c14a7

Уважаемые посетители данного ресурса-коллеги, буду премного благодарен, если Вы пополните данную коллекцию врезных икон своими фото.

Современные врезные бронзовые иконы и иконостасы(ставротеки)

На нашем сайте посвящен раздел современным врезным бронзовым иконам и иконостасам(ставротекам) вот здесь.

В дальнейшем, мы планируем изготовлять современные врезные иконы на заказ из различных пород дерева-липы, дуба, сосны. Все столярные работы производятся вручную, и можно с полной уверенностью сказать, что новая современная врезная икона существует в единственном экземпляре! Это делает её поистине уникальной, и любому верующему человеку было бы приятно получить такой подарок, например, ко дню рождения или новоселью.

Если Вас заинтересовало данное предложение, напишите нам через обратную связь или Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

http://zov-predkov.ru/?id=206

http://zov-predkov.ru/?id=435&parentid=100&categoryid=167

 

Комментарии   

 
# Василиса 04.11.2016 17:09
Такой вопрос.Широко ли были распространены в 17 веке литые иконы из латуни? И какой у них был примерный состав (сколько меди и цинка в процентах примерно)?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 09.11.2016 06:46
Добрый день!

Думаю, что эта статья ответит на Ваши вопросы: www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/103-k-voprosu-datirovaniya-predmetov-mednolitoj-melkoj-plastiki.html

С уважением к Вам, Максим
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Николай 29.11.2016 07:11
Добрый день! Имеется в наличии литая бронзовая икона с синей глазурью. 45х50 мм.
Похоже что Богоматерь Владимирская. Происхождение г.Пестово Новгородской обл.
Хотелось узнать о ее стоимости и возможности продать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 29.11.2016 08:20
Добрый день!

Пришлите пожалуйста фото на

Спасибо!

С уважением к Вам, Максим
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить