↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Статьи о медном литье - Огневое золочение на бронзовых литых иконах, крестах и складнях

Огневое золочение на бронзовых литых иконах, крестах и складнях

Статьи о медном литье

Патина на медной иконе для старообрядцев - это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому,  часто применялось огневое золочение или серебрение бронзовых икон, крестов, складней.

Отношение старообрядцев к медным литым иконам сильно отличается от отношения к иконам коллекционеров. Патина на медной иконе для старообрядцев - это загрязнение, которое нужно удалить. Икона должна сиять. Именно поэтому, большая часть бронзовых икон дошла до нас в «замоленном» виде. Перед каждым православным праздником медные иконы, складни и киотные кресты чистили грубыми абразивами - песком, толченым кирпичом и др. От этого терялся первоначальный рельеф иконы, фрагменты одежды, надписи, декоры и орнаменты, а у особо рьяных хозяев вместо ликов Святых можно увидеть абсолютно гладкие поверхности. Чтобы этого не происходило, а икона всегда сияла и радовала глаз своей сохранностью, применяли огневое золочение.

Позолота или золочение — нанесение на предмет тонкого слоя золота (от долей мкм до нескольких мкм) в декоративных, защитных или защитно-декоративных целях.

Какие существуют виды золочения?

Огневое золочение

Считается наиболее древней техникой золочения. На Руси этот способ носил название жжёного злата. Широко использовалось на Руси с IX века. Способ представляет собой прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути.

Эта технология была широко распространена в архитектуре, наиболее известное: позолота куполов Исаакиевского собора Санкт-Петербурга (1838—1841) и шпиль колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге был вызолочен огневым способом в 1735 и 1744 году.

Ещё одним из направлений использования огневого золочения являлась одноимённая техника иконописи на металле. Одним из самых известных памятников этой технике являются Златые врата Рождественского собора в Суздале.

Достоинство — высокая коррозионная стойкость. Недостаток — высокая токсичность. Так, при позолоте куполов Исаакиевского собора погибло около 60 человек от отравления парами ртути. Мастера - позолотчики редко доживали до 30 лет.

Пример огневого золочения на бронзовой иконе Святого Николая Чудотворца

В большинстве случаев, именно этот способ использовался для золочения бронзовых икон, крестов, складней. Золото толкут в порошок, потом растворяют его в ртути, пока ртуть не превратится в творожную массу, затем, жесткой кистью макая в эту творожную массу, этот состав наносят на предмет, сильно втирая, а потом уже кладут на угли и греют, пока ртуть не испарится. Поэтому, огневое золочение можно отличить от гальванического, наличием у огневого золочения "разводов" -что могли остаться от кисти при нанесении.

Огневое золочение видео:

Золочение на масляной основе

Также на мордан, на микстьен, на отлип - применяется для озолочения металлических поверхностей (памятники, ограды, купола, свинцовых фигур), гипсовых и каменных поверхностей, а также для интерьерного золочения. Золочение на мордан получается матовым, в случае, если поверхность под нанесение позолоты подготовлена не соответствующим образом, либо с ним работает не опытный мастер.

Позолота на «гульфарбу»

Применяется на всех грунтах по дереву, по полотну, стеклу и металлу. Гульфарба составляется из лака-мордана с примесью небольшого количества оранжевого крона, растёртого на льняном масле. Крон к лаку примешивается как подкладка под золото, чтобы оно имело более сильный и глубокий тон. Место для позолоты тщательно подготовляется, так чтобы поверхность, на которую будет накладываться золото, была ровная и чистая. Дальше эти места прокрашиваются кистью жирным слоем гульфарбы и затем просушиваются. Надо довести просушку гульфарбы до небольшого отлипа, тогда золото будет хорошо к ней приставать и будет иметь хороший блеск. Золото накладывается на гульфарбу лампемзелем, который поверх веерка слегка прижимается ватой. Полируют его не агатом, как позолоту на полимент, а слегка прижимая "притамповывая" и протирая тампоном ваты.

Золочение на глиняной основе

Также на полимент - применяется для золочения деревянных поверхностей (иконы, рамы) и только для интерьерного золочения. Это самый трудный, длительный и дорогой вид золочения. Полимент составляют из разведённых в воде и растёртых сиены жжёной, охры и мумии. Засушенная смесь перед позолотой размачивался и разводился на томлёном яичном белке. С конца XVI в. таким составом покрывали левкас (грунт) под позолоту. В XVII в. полимент приготовляли из красной глины — болюса, мыла, воска, китового жира и яичного белка. Для того чтобы полимент имел сильный красно-коричневый тон, им прокрашивают по одному месту два-три раза. После просушки, когда полимент делается матовым, его стирают чистой суконкой, чтобы полиментная подготовка стала чистой, ровной и блестящей. Затем место, на которое будет накладываться золото, кистью смачивается сорокаградусной водкой, наполовину разбавленной водой.

Золочение с использованием средств на водной основе

Применяется для золочения деревянных, гипсовых, металлических, полиуретановых и каменных поверхностях, в основном для интерьерного золочения.

Твореное золото

Твореное золото — это микроскопические частицы золота в виде порошка. Изготавливается из листов тончайшего золота 960-й пробы. Твореное золото применяется в художественной росписи, иконописи, реставрации.

Возникновение материала — твореное золото — непосредственно связано с развитием иконописи. Древнейшие сохранившиеся иконы датируются VI в. При создании этих икон древние мастера уже использовали твореное золото. Техника нанесения твореного золота на икону пришла на Русь из Византии в конце Х в. вместе с искусством иконописи.

Мастера алтарной живописи применяли его для отделки различных деталей композиции — украшения одежд, архитектурных элементов и других деталей, где отделка золотом призвана передать изображение реального мира.

Русские художники-иконописцы, говоря о процессе смешения красок для росписи икон, вплоть до конца ХIХ в. употребляли выражение «тереть краски». А сами краски именовались «твореными». С начала ХХ в. твореными стали называть только краски из порошков золота и серебра, смешанного со связующим. Отсюда и названия материалов — творёное золото, творёное серебро.

Твореное золото изготавливается из листов сусального золота 960-й пробы. В старину мастера-позолотчики изготавливали твореное золото самостоятельно. Чтобы приготовить золото для живописи, его смешивали с гуммиарабиком, являющимся связующим веществом, и с водой, превращающей смесь в жидкую массу. В чистое чайное блюдце мастер насыпал гуммиарабик, доливал несколько капель воды и размешивал указательным пальцем правой руки, пока не получится густая клейкая масса. Затем в блюдце переносят лист золота и уже растирают вместе со связующим веществом. Стадия ручного творения — очень трудоемкий процесс, который длится, как правило, в течение полутора часов. Сегодня твореное золото производится промышленным способом на высокоточном оборудовании. Но и сегодня некоторые мастера-позолотчики предпочитают изготавливать твореное золото своими руками.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/50-ognevoe-zolochenie-na-bronzovyx-lityx-ikonax-krestax-i-skladnyax.html#sigProGalleria1106511fb3

Современные технологии

В современном виде технология, как правило, основана на принципе гальваники, что позволяет получать тончайшие покрытия из золота. Иногда для этих целей используется сусальное золото. Применяется для золочения различных поверхностей. Позолота как технологический приём широко распространена в ювелирном деле. Гальванический процесс основан на электроосаждении золота. В основном этим процессом предусматривается применение цианистых электролитов, которые очень вредны. В настоящее время разработаны и получили широкое распространение кислые нецианистые электролиты, которые обеспечивают осаждение блестящих покрытий сплавами золото-кобальт и золото-никель.

Позолоченные иконы или киотные кресты имеют большую ценность для коллекционеров, чем обычная не позолоченная меднолитая пластика - именно за счет самого факта наличия позолоты и сохранности рельефа покрытого золотом. Поэтому, часто нечистые на руку продавцы медной пластики делают современное гальваническое золочение бронзовых икон, крестов и складней, для повышения их конечной цены при продаже. При покупке будьте очень внимательны, чтобы не нарваться на подделку! На данный момент определенных признаков отличия старой от новой позолоты пока не существует.

Даже маститые специалисты могут ошибаться в определении наличия/отсутствия позолоты, глядя на фотографии. Поэтому выкладываю фото предметов в данную статью, по первому же взгляду на которые ошибиться просто невозможно.

Просмотреть встроенную фотогалерею в Интернете по адресу:
https://www.mednyobraz.ru/stat/2-statiyolitie/50-ognevoe-zolochenie-na-bronzovyx-lityx-ikonax-krestax-i-skladnyax.html#sigProGalleria5a33f1803f

P.S.: если у Вас есть медная пластика с огневым золочением, можете прислать фото, с удовольствием размещу его в данной статье.

 

Комментарии   

 
# Михаил 22.02.2016 07:07
Какими еще материалами покрывали бронзовые иконы кроме золота, серебра и эмалей?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 22.02.2016 07:57
Добрый день!
Пожалуй, это все наиболее частые "способы" украшения меднолитых икон.
Также, иногда украшают заднюю часть икон растительным орнаментом.
http://savepic.ru/8761586.htm (фото по ссылке)
Недавно вышла книга под авторством А.В. Харламова "Оборотная сторона иконы. Каталог узорных оборотов меднолитых икон", она как раз посвящена этой теме.
И самое редкое украшение, для особо почитаемых икон, это серебряный или медный оклад:
http://savepic.ru/8757503.htm (фото по ссылке)
Причем оклад иногда был в разы дороже самой медной иконы.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Михаил 22.02.2016 09:30
применяли какие ещё материалы для защиты от окисления? Например цинк, олово?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 22.02.2016 09:42
Олово да, применяли иногда, причем только в кустарных условиях. Это можно сказать самый бюджетный вариант. Но чаще встречаются монеты покрытые оловом, для чего это делалось - загадка.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Михаил 23.02.2016 08:07
Серебрение выполнялось по тому же принципу, что и золочение?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 23.02.2016 18:23
По серебрению, к сожалению, Вам подсказать не смогу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# Михаил 25.02.2016 17:16
Я ещё читал, что для медных изделий применяли метод воронения (т.е. нагревание изделия в щелочном растворе или масляной эмульсии). Примегялся этот метод для икон или нет?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
# mednyobraz 25.02.2016 18:18
Нет, данный метод для икон не применялся.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить