Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери |
Статьи о медном литье |
Группа II. Русские иконки-привески XI–XVI вв. с изображением Богоматери (Таблицы IV-VI)
Среди дошедших до нас произведений иконописи и христианской металлопластики Древней Руси одними из наиболее распространенных являются произведения с изображением Богоматери. Первые иконы с образом Богоматери, по преданию, создал святой апостол и евангелист Лука. На них Богоматерь изображена с Младенцем Христом на руках, облачена в хитон и мафорий (покрывало). Фигура Богоматери часто изображается погрудно или по пояс, иногда она представлена стоящей, иногда – сидящей на Престоле. По сторонам изображения обычно помещены греческие монограммы «ΜΡ - ΘΥ» (Мать Бога). В годы, последовавшие за Крещением Руси в конце X в., иконки-привески с изображением Богоматери, как и иконки с изображением Христа, по-видимому, копировали византийские образцы. В XII в. появились иконки-привески, воспроизводящие в уменьшенном виде собственно русские святыни. Отдельные иконографические типы богородичных изображений становятся как бы закрепленными за определенными центрами, чаще всего столичными. В частности, на памятниках домонгольского времени нередко встречаются прямоугольные иконки-привески с изображением Богоматери Умиление типа Корсунской или Петровской (табл. V, 68–74). В различное время они были найдены во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, в курганных могильниках Подмосковья, на Белом озере, в Житомирской и Львовской областях Украины и в других местах. Все они происходят из двух различных литейных форм или являются репликами изделий, вышедших из этих форм. М.В. Седова считает эти иконки произведениями литейщиков Владимиро-Суздальской Руси (Седова М.В., 1974, с. 192–194), хотя на ходки подобных иконок имеются и на всей исторической территории Киевской Руси. Изображения Богоматери на иконках-привесках, составляющих группу II, относятся к следующим основным иконографическим подгруппам (рис 2): II.А. С ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы; II.Б. С погрудным изображением Богоматери Оранты; II.В. С изображением Богоматери Знамение; II.Г. С изображением Богоматери Одигитрии; II.Д. С изображением Богоматери Умиление; II.Е. С изображением Богоматери Агиосоритиссы; II.Ж. С изображением Богоматери на Престоле. Подгруппа II.А. Иконки с ростовым изображением Богоматери Оранты Влахернитиссы. Один из древнейших иконографических типов Богоматери – Богоматерь Оранта (от лат. orans – молящийся). Богоматерь Оранта изображается без Младенца, в полный рост, с молитвенно воздетыми руками. Существуют и другие названия для этого иконографического типа: Богоматерь Влахернитисса – по изображению на алтарной стене Влахернского храма в Константинополе; Богоматерь Не рушимая стена – согласно легенде, знаменитый Влахернский храм некогда был разрушен, но одна из его стен с ростовым изображением Богоматери Оранты уцелела. Одно из первых русских изображений Богоматери Оранты Влахернитиссы имеется на мозаиках Софийского собора в Киеве (рис. 5, 1), датирующихся 40-ми го да ми XI в. (Лазарев В.Н., 1973). В средневековой пластике известны так же по грудные изображения Богоматери Оранты (рис. 5, 2). В Каталоге представлено три экземпляра иконок-привесок, относящихся к данной подгруппе (табл. IV, 42–44). Все они имеют круглую форму и датируются XII – первой полови ной XIII в. Иконографический тип Богоматери Знамение представляет собой погрудный или поясной вариант Богоматери Великой Панагии (разновидность иконы Богоматери Оранты Влахернитиссы), отличающийся наличием на груди Богородицы изображения благословляющего Младенца Христа в круглом медальоне (рис. 5, 3). В XI–ХII вв. данный иконографический тип получил широкое распространение как в византийском, так и в древнерусском искусстве, однако само его наименование русского происхождения и, возможно, связано с текстом ветхозаветного пророчества Исайи: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына…» (Ис. 7: 14). Богоматерь Одигитрия (греч. Указующая Путь, Путеводительница) – один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Богомладенец сидит на руке у Богородицы, другой рукой Богоматерь указывает на Сына, направляя тем самым внимание пред стоящих и молящихся. Богомладенец правой рукой благословляет, а в левой держит свиток (реже – книгу). Богородица, как правило, представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Вариант иконографии Богоматери с Младенцем, получивший название Елеуса (Милостивая, Умиление), возник в византийском искусстве X–XII вв. Иконографическая схема включает две фигуры – Богородицы и Младенца Христа, прильнувших друг к другу ликами. Голова Матери склонена к Сыну, который обнимает Мать рукой за шею. На Руси одной из наиболее известных и почитаемых икон с иконографией Умиление является византийская икона, в начале XII в. присланная в Киев константинопольским патриархом и в 1155 г. перенесенная князем Андреем Боголюбским в Успенский собор города Владимира (рис. 5, 5). Икона известна под названием Богоматери Владимирской (празднование 21 мая / 3 июня; 23 июня / 6 июля; 26 августа / 8 сентября). В 1395 г. икона оказалась в Москве, где в течение нескольких столетий находилась в Успенском соборе Московского Кремля (ныне – в собрании ГТГ). Списки с Владимирской иконы во множестве распространялись на Руси и послужили основой других изводов (Богоматерь Белозерская, Богоматерь Федоровская и др.). Изображения Богоматери, восседающей на Престоле (троне) и держащей на коленях Богомладенца, входят в число богородичных икон, у которых иконографические схемы строятся по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в акафисте и других гимнографических произведениях. Основной смысл иконографического типа – прославление Богоматери как Царицы Небесной, так как Престол символизирует Царственную Славу. Именно в этом виде данный образ возник в византийской иконографии и распространился на Руси (рис. 5, 7). Читайте также:
|