↑ Вверх
Корзина

Ваша корзина пуста.

Главная - Статьи - Древняя Русь - Пермский звериный стиль в произведениях шаманской ритуальной пластики

Пермский звериный стиль в произведениях шаманской ритуальной пластики

Древняя Русь

Пермский звериный стиль — название уникального аутентичного стиля, объединяющего художественную бронзовую металлопластику (шаманские ритуальные бляхи, личины, идолы и проч.), созданную ранне-средневековой цивилизацией Урала в период VI—XII веков н.э. Предметы, выполненные в зверином стиле можно увидеть в экспозициях Эрмитажа, Государственного исторического музея, крупных музеев Европы, Азии и США.

Исторически и географически сложилось, что в центре Евразии пересеклись три основных пути в Сибирь из Византии, Скандинавии и Ирана, тем самым создав предпосылки для возникновения уникальной древней цивилизации, с ареалом распространения от Камы до Енисея и Оби по лесной и лесо-тундровой зоне Урала. Современные ученые именуют ее ломоватовской и неволинской культурой.

Одной из основ цивилизации уральских охотников стала развитая религиозно-магическая система с богатым пантеоном разнообразных богов и духов, воплощенная в удивительных самобытных изделиях металлопластики. На фоне отсутствия письменности, именно в сюжетах ритуальных пластин древние мастера отражали мировоззрение своего народа, зашифровывали свое видение устройства мира и роли человека в нем.

Несмотря на боле чем столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов нашей страны. Известно, что металлургами пермского звериного стиля были женщины, о чем говорят находки разнообразных односторонних и двусторонних литейных форм в женских захоронениях. Ритуальные бляхи и идолы звериного стиля использовались при священных обрядах в качестве культовых предметов.

Наиболее известным и характерным образом звериного стиля является человеко-лось, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует.

Крылатый герой в виде человеколося-птицы занимает промежуточное положение между небом и землей, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами. Как правило, человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

Большинство фигур человеколосей пермского звериного стиля очевидно были личными оберегами, этим и объясняется немалое количество найденных амулетов в сравнении с родовыми амулетами: богинями или птицами-первопредками.

Божество в окружении лосей - одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского зверного стиля. Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Встречаются амулеты с указанием на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения.

Манси называли это божество Светлым мальчиком, ханты Мось-хумом, Тарпыгом, Ас-тый-ики. У этого бога было множество имен. Ас-тый-ики почитался в образе семи младенцев, у хантов XIX века считалось, что его родная земля где-то за Уралом (в Предуралье).

Альви с детства отличался необычайным умом и силой, разбил сначала деревянную, затем медную и железную колыбель. Давал умные советы отцу, небесному богу. Едва выйдя из колыбели совершал подвиги, догнал и убил шестиногого лося, отрубив ему пару ног. Шкуру прибил к небу, создав созвездие Лося (наша Большая Медведица). Стал покровителем людей-лосей.

Ханты говорили: есть много богов с ногами и крыльями, но только Альви «способен удлинить душу маленькой девочки (мальчика)». Способен продлить жизнь человека, послать ему удачу в делах. По некоторым интересным мансийским преданиям Светлый мальчик был создателем земли (из собственных соплей).

Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями.

Сила его столь велика, что актеру, изображавшему Альви на праздниках угров, завязывали одну руку. Считалось, что если Альви будет в танце махать двумя руками, то разнесет Вселенную.

В металлопластике пермского звериного стиля часто изображается с родителями, в распространенном сюжете «святое семейство».

Богини - самые сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, или лосиные головы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси или гибрид-ящер.

Культ богинь в пермском зверином стиле имеет более древнее происхождение, чем культ человеколосей-птиц. Древнейшие богини на ящере найдены на гляденовском костище, за несколько веков до эпохи расцвета пермского звериного стиля.

У хантов существовал ритуал поклонения богине солнца — Санкэ. После принесения на рассвете в жертву животного (коровы) с первыми лучами солнца жрец рисовал собравшимся кровью круги на лбу. Трехголовая богиня обладает признаками богини солнца, и в то же время атрибутами богини огня. Огонь горит в трех мирах, и эта трехголовая богиня единственная существует в трех мирах сразу. Она напоминает арийского бога огня Агни с тремя головами и солярным знаком. Есть в ней черты и древнейшего божества хантов — Тарэн, богини войны и безумия.

Образы пермского звериного стиля по сей день сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить