Пермский звериный стиль в произведениях шаманской ритуальной пластики |
Древняя Русь |
Пермский звериный стиль — название уникального аутентичного стиля, объединяющего художественную бронзовую металлопластику (шаманские ритуальные бляхи, личины, идолы и проч.), созданную ранне-средневековой цивилизацией Урала в период VI—XII веков н.э. Предметы, выполненные в зверином стиле можно увидеть в экспозициях Эрмитажа, Государственного исторического музея, крупных музеев Европы, Азии и США. Исторически и географически сложилось, что в центре Евразии пересеклись три основных пути в Сибирь из Византии, Скандинавии и Ирана, тем самым создав предпосылки для возникновения уникальной древней цивилизации, с ареалом распространения от Камы до Енисея и Оби по лесной и лесо-тундровой зоне Урала. Современные ученые именуют ее ломоватовской и неволинской культурой. Одной из основ цивилизации уральских охотников стала развитая религиозно-магическая система с богатым пантеоном разнообразных богов и духов, воплощенная в удивительных самобытных изделиях металлопластики. На фоне отсутствия письменности, именно в сюжетах ритуальных пластин древние мастера отражали мировоззрение своего народа, зашифровывали свое видение устройства мира и роли человека в нем. Несмотря на боле чем столетнюю историю изучения, пермский звериный стиль до сих пор остается одним из самых загадочных культурных феноменов нашей страны. Известно, что металлургами пермского звериного стиля были женщины, о чем говорят находки разнообразных односторонних и двусторонних литейных форм в женских захоронениях. Ритуальные бляхи и идолы звериного стиля использовались при священных обрядах в качестве культовых предметов. Наиболее известным и характерным образом звериного стиля является человеко-лось, а точнее, сложный образ человека-птицы-лося. Нигде, кроме Пермского края и республики Коми, на территории Евразии такого образа не существует. Божество в окружении лосей - одно из основных божеств бьярмов, создателей пермского зверного стиля. Обычно изображается в позе хозяина «руки в боки». Встречаются амулеты с указанием на его возраст — ребенок. Это видно по фигуре, лицу, по изображению тела «столбиком» словно сразу после рождения. Альви приносили жертвы перед вступлением в брак, перед долгой дорогой, перед охотой и т.д. В цикле изображений «святое семейство» показан ребенком с четой небесных богов, своими родителями. Богини - самые сложные композиции космогонического характера. Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей. Большинство пластин найдено в районе Чердыни. Образы пермского звериного стиля по сей день сохраняются в фольклоре коми и угорских народов, а его изобразительный ряд — в богатом орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты. Читайте также:
|